Штрафы за отсутствие отопления

Управляющие компании заплатят штрафы жильцам за неправильное начисление КУ

28 декабря 2015 года вступает в законную силу та часть ФЗ №176 от 29.06.2015 г., которая касается ответственности управляющих компаний за некачественные коммунальные услуги и неправильный расчёт ежемесячной платы за них.

Согласно новому законодательству, управляющие компании обязуются заплатить неустойку потребителям коммунальных услуг за некачественное их предоставление или завышение оплаты при расчёте. Конкретный размер штрафа и порядок его уплаты позднее будут определены и установлены Правительством РФ. В настоящее время идёт работа над соответствующим законопроектом.

Новая редакции 157 статьи ЖК РФ

ФЗ №176 от 29.06.2015 года внёс соответствующие коррективы в статью 157 Жилищного Кодекса РФ “Размер платы за коммунальные услуги”. Теперь вводится административная ответственность для лиц, виновных в нарушении порядка определения размера платы за КУ. Особенно штрафовать управляющие компании будут за нарушение расчёта платы за КУ, которое привело к увеличению размера начислений для жильцов.

Штрафы управляющие компании будут платить в адрес потребителей. Избежать штрафа можно только в том случае, если выявленное нарушение будет устранено до обращения в контролирующий орган или оплаты потребителем.

Часть 4 ст.157 ЖК РФ изложена в новой редакции, которая вступает в силу с 28 декабря текущего 2015 года и гласит, что “При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством РФ.”

Читайте также:  Коллектора для водоснабжения регулирующие

«Часть 5. В случае, если предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, вызвано отсутствием технической возможности поставок холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, газа, бытового газа в баллонах, твердого топлива при наличии печного отопления, отсутствием технической возможности отведения сточных вод надлежащего качества и (или) без перерывов, превышающих установленную продолжительность, что подтверждается решением органа государственного жилищного надзора, уплата указанного в части 4 настоящей статьи штрафа не осуществляется в течение периода, установленного решением органа государственного жилищного надзора и соответствующего сроку выполнения мероприятий, планов по приведению качества холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, газа, бытового газа в баллонах, твердого топлива при наличии печного отопления, а также по отведению сточных вод и (или) сокращению перерывов их поставок в соответствие с требованиями законодательства.

Отсутствие технической возможности предоставления коммунальных услуг надлежащего качества и (или) без перерывов, превышающих установленную продолжительность, определяется решением органа государственного жилищного надзора на основании обращения ресурсоснабжающей организации или лица, отвечающего за содержание общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены Правительством РФ с учетом положений законодательства Российской Федерации в сфере теплоснабжения, водоснабжения (водоотведения), газоснабжения, электроэнергетики.»

“Часть 6. Лицо, виновное в нарушении порядка расчёта платы за коммунальные услуги, повлекшем увеличение размера платы, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установлены Правительством РФ, за исключением случаев, если такое нарушение было устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.»

Параметры качества и порядок определения расчёта за КУ

Жильцы вправе обратиться с жалобой в ГЖИ на управляющую компанию или РСО, если перебои в предоставлении любой коммунальной услуги превышают нормативы, установленные законодательством. Согласно новой редакции Жилищного Кодекса, виновные лица, то есть управляющие компании, понесут наказание в виде административного штрафа.

Температура горячей воды должна составлять 60–70С. Отключать горячую и холодную воду могут не более чем на 8 часов в месяц в общей сложности, а непрерывно только на 4 часа. Плановое отключение воды не должно превышать 14 дней. При аварии на магистрали воду не должны отключать более чем на 24 часа.

При превышении нормативов за каждый лишний час отключения воды счёт на эту КУ сокращается на 0,15%. Если температура горячей воды ниже 60С, то счёт сокращается на 0,1% за каждые 3 градуса ниже нормы. Если же вода течёт из крана мутная, ржавая или источает неприятный запах, то до момента устранения нарушения данная услуга не оплачивается.

Отопление

В отопительный сезон температура воздуха в комнате должна составлять 18-20С. Ночью температура может опускаться на 3 градуса. Перебои с отоплением в месяц не должны превышать 24 часов в месяц в общей сложности и 16 часов единовременно при температуре воздуха за окном 12С.

Если температура за окном 10-12С, то единовременное отключение тепла не должно превышать 8 часов, и 4 часа при температуре за окном — 8-10 градусов. При перебоях с отоплением счёт снижается на 0,15% за каждый час и за каждый градус.

Электричество

Допустимые перерывы в подаче электроэнергии не должны превышать 2 часа при наличии двух резервных источников питания. Если же используется только 1 источник питания, то перебои с электричеством допустимы в пределах 24 часов. За каждый час сверх нормы оплата сокращается на 0,15%, если счётчик на электричество не установлен. Если напряжение в сети скачет, то за каждый час перепада электроэнергии из оплаты вычитается 0,1% от счёта.

Допустимые перебои в подаче газа не более 4 часов в месяц. За каждый последующий час счёт сокращается на 0,15%. Если давление газа меньше установленной нормы на 25%, то сумма оплаты снижается на 0,1% за каждый час. Если давление газа меньше нормы на 75%, то не оплачивается весь день.

Услуги по содержанию дома

К ним относятся все услуги, оказываемые управляющей компанией. В частности, уборка подъездов и вывоз мусора. Если жильцы докажут, что услуги осуществлялись некачественно или не оказывались в течение определённого времени, то их при перерасчете исключат из счёта.

Ответственность

Как уже было сказано выше, ответственность за предоставление некачественных КУ или их непредоставление ложится на плечи управляющих компаний при отсутствии прямых договоров с РСО. Порядок предоставления КУ регламентируется Постановлением Правительства РФ №354. Какая ответственность наступает за нарушение данного законодательного акта, мы подробно писали в другой статье.

Для получения перерасчёта необходимо зафиксировать нарушение и обратиться к поставщику или исполнителю КУ, то есть к управляющей компании или РСО. Данные организации должны зафиксировать у себя в журнале нарушение и на его основании провести перерасчёт.

Также можно обратиться в УК или РСО по телефону или через обычную либо электронную почту. Порядок действий в данных случаях аналогичный предыдущему. Управляющей компании даётся 12 часов для того, чтобы отреагировать на обращение. За этот временной период представители компании должны проверить жалобу и составить акт, копию которого вручить обратившемуся жильцу.

Если УК в течение установленного времени не отреагирует на заявку, то потребитель вправе обратиться с жалобой непосредственно в ГЖИ. Либо собственники помещений в МКД могут самостоятельно составить акт о нарушениях и зафиксировать некачественную услугу или её отсутствие.

Жильцы вправе обратиться со своей жалобой в суд, если управляющая компания отказывается добровольно сделать перерасчёт или возместить ущерб. Кроме того, через суд можно добиться возмещения ущерба имущества, которое пострадало из-за некачественных услуг, например, из-за перепадов напряжения в сети.

Что хотелось бы сказать в заключение. Начиная с конца декабря текущего года, управляющим компаниям предстоит ответственнее относиться к своей работе и следить за поставками всех коммунальных ресурсов в жилые дома. В противном случае они рискуют получить значительные штрафы.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям заполнять сайты Реформа ЖКХ и ГИС ЖКХ . Мы всегда рады вам помочь!

Аналитика Аналитические обзоры

Ответственность за нарушение законодательства в сфере теплоснабжения

Федеральный закон от 19 июля 2018 года № 220-ФЗ вносит изменения в положения Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) в части:

1) расширения перечня полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, по выдаче предписаний об устранении нарушений требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки, утверждения и актуализации;

2) наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления полномочиями по направлению в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, для утверждения проектов схем теплоснабжения или проектов актуализированных схем теплоснабжения городов федерального значения и городских поселений, городских округов с численностью населения 500 тыс. человек и более (соответственно).

Кроме того, изменения затронули вопросы административной ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за нарушение:

— требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения;

— порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее чем 500 тысяч человек.

В частности, КоАП РФ дополнен статьей 9.24. (Нарушение законодательства о теплоснабжении), предусматривающей ответственность за совершение следующих правонарушений:

1. Ненаправление проекта схемы теплоснабжения или проекта актуализированной схемы теплоснабжения поселения, городского округа с численностью населения пятьсот тысяч человек и более или города федерального значения для утверждения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, либо направление проекта схемы теплоснабжения или проекта актуализированной схемы теплоснабжения поселения, городского округа с численностью населения пятьсот тысяч человек и более или города федерального значения для утверждения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, с нарушением требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, уполномоченным должностным лицом органа исполнительной власти города федерального значения, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Неразмещение в установленные сроки информации о месте проведения публичных слушаний по проекту схемы теплоснабжения или проекту актуализированной схемы теплоснабжения поселения, городского округа с численностью населения пятьсот тысяч человек и более или города федерального значения либо итогового документа (протокола) публичных слушаний уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа с численностью населения пятьсот тысяч человек и более или органа исполнительной власти города федерального значения, уполномоченных на проведение публичных слушаний, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

3. Неисполнение должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа с численностью населения менее пятисот тысяч человек или должностным лицом органа местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, в установленный срок решения, принятого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, по результатам рассмотрения разногласий, возникших между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поселений или городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и потребителями при утверждении схем теплоснабжения или актуализации схем теплоснабжения, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

4. Нарушение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 – 4 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Таким образом, планируемые изменения направлены на усиление ответственности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за несоблюдение требований к схемам теплоснабжения, а также за нарушение порядка их разработки, утверждения и актуализации.

Целью изменений является введение дополнительных механизмов, направленных на обеспечение своевременной разработки, утверждения и актуализации схем теплоснабжения и, следовательно, на выполнение базового требования к надежности и бесперебойности теплоснабжения городов и поселений, принятие оптимальных инвестиционных и тарифных решений.

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» вносит изменения в ряд отраслевых нормативных правовых актов:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 года № 400
«О Министерстве энергетики Российской Федерации»

В рамках изменений Минэнерго России наделено полномочиями по выдаче обязательных для исполнения органами исполнительной власти городов федерального значения и органами местного самоуправления предписаний об устранении нарушений требований к схемам теплоснабжения городских поселений, городских округов с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, а также городов федерального значения, к порядку их разработки, утверждения, актуализации, а также по рассмотрению дел, связанных с нарушением таких требований.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 1038
«О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства»

Изменения наделяют Минстрой России полномочиями по рассмотрению дел, связанных с нарушением главой местной администрации поселения, городского округа решения, принятого по результатам рассмотрения разногласий, возникающих при утверждении схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, а также с нарушением должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения таких схем теплоснабжения.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 154
«О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения»

Целью внесения изменений в указанное постановление является совершенствование требований к порядку разработки, утверждения, актуализации схем теплоснабжения, в том числе в части регламентации порядка проведения публичных слушаний.

4. Приказ Минстроя России от 21 марта 2014 года № 111/пр «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее чем пятьсот тысяч человек»

Целью внесения изменений в указанный приказ является совершенствование Порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее чем пятьсот тысяч человек, в том числе в части сроков его проведения.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2018 года № 405
«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» были внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения».

В частности, были скорректированы требования к схемам теплоснабжения:

— однозначно определяются условия отнесения генерирующего объекта к объектам, мощность которых поставляется в вынужденном режиме в целях обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, при наличии актуализированной схемы теплоснабжения;

— уточняются требования к составу разделов схем теплоснабжения;

— обновляется порядок разработки и актуализации схем теплоснабжения (актуализированных схем теплоснабжения), в том числе порядок проведения их общественного обсуждения;

— уточняется порядок и процедура отбора заявок от теплоснабжающих, теплосетевых организаций о наделении их статусом единой теплоснабжающей организации;

— определяются особенности разработки и актуализации схем теплоснабжения поселений и городских округов в зависимости от численности населения такого населенного пункта.

Постановление Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2018 года № 405 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» вступает в силу с 1 августа 2018 года.

Предпосылки принятия Федерального закона

Принятый в 2010 году Закон о теплоснабжении закрепил необходимость разработки схем теплоснабжения. В период 2012 – 2013 гг. были утверждены Требования к схемам теплоснабжения[1], Методические рекомендации по разработке схем теплоснабжения[2]. Распоряжением Правительства РФ № 112-р от 04 февраля 2013 года органам местного самоуправления (администрациям муниципальных образований) предписано разработать и утвердить схемы теплоснабжения своих территорий до 31 декабря 2013 года.

При этом авторами нормативно-правовых документов не было учтено, что трудозатраты и сроки создания схемы теплоснабжения для городов и поселений (с населением до 500 тыс. человек и более 500 тыс. человек) существенно различаются.

В настоящее время вопросы перспективного развития систем теплоснабжения в России решаются на трех уровнях:

— на федеральном уровне – государственная политика в сфере теплоснабжения состоит в определении стратегических условий развития регионов, формировании предложений и заказов по приоритетным научно-техническим и проектно-техническим работам и др.;

— на региональном уровне – государственная политика в сфере теплоснабжения состоит в определении и проведении обоснованной инвестиционной политики, внедрении прогрессивных технологий производства и транспортировки тепловой энергии и т.п.;

— на местном уровне – с учетом местных природно-климатических особенностей и условий взаимодействия с окружающей средой в поселениях и городских округах прорабатываются конкретные решения по развитию систем теплоснабжения в рамках заданных ограничений по энергетическим ресурсам региона. При этом в качестве ограничений могут рассматриваться экологические особенности территории, дефицит материалов, сырья, трудовых ресурсов и др.

Согласно пояснительной записке к Федеральному закону, по состоянию на 01 января 2017 года в поселениях, городских округах с населением менее 500 тыс. человек до сих пор не утверждены схемы теплоснабжения в 1,8% случаях.

В соответствии с частью 3 статьи 23 Закона о теплоснабжении, схемы теплоснабжения подлежат ежегодной актуализации не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема (пункт 24 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения).

По данным мониторинга, ежегодная актуализация схем теплоснабжения поселений, городских округов происходит с существенным нарушением сроков актуализации, а часть схем вообще не актуализируется в течение нескольких лет после первичного утверждения.

Принятие Федерального закона, а также внесение изменений в нормативные правовые акты обеспечит своевременную разработку, утверждение и актуализацию схем теплоснабжения, а также соответствие этих документов требованиям законодательства, что в свою очередь позволит выполнить требования к надежности и бесперебойности теплоснабжения поселений, обеспечит принятие оптимальных инвестиционных и тарифных решений, создаст условия для сокращения сроков подключения к системам теплоснабжения.

Федеральный закон от 19 июля 2018 года № 220-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» подписан Президентом Российской Федерации 19 июля 2018 года.

[1] Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения), утв. Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 года № 154.

[2] Методические рекомендации по разработке схем теплоснабжения, утв. совместным приказом Минэнерго России и Минрегион России от 29 декабря 2012 года № 565/667.

Оцените статью