Радиаторы отопления как определить левая правая резьба

Содержание
  1. Как определить резьбу на батареях отопления?
  2. Материалы по теме
  3. Комментарии пользователей:
  4. Какая резьба на биметаллических радиаторах отопления?
  5. Подключение к сети
  6. Пробка радиатора: виды, монтаж, выбор обвязки
  7. Классификация
  8. Материал
  9. Резьба
  10. Функции
  11. Пробка-воздушник
  12. Обвязка
  13. Ремонт стыка
  14. Правильная установка биметаллических радиаторов отопления в жилых домах и квартирах
  15. Самостоятельный монтаж бытовой системы отопления
  16. Конструктивные особенности биметаллических радиаторов
  17. Преимущества и недостатки
  18. Сборка нагревательных секций
  19. Технологические особенности монтажа
  20. Демонтаж чугунных радиаторов
  21. Устройство биметаллических батарей
  22. Подготовка к разборке
  23. Расчет необходимого количества секций
  24. Особенности крепления радиаторов
  25. Удобство приобретения комплектующих для отопления
  26. Поэтапное описание демонтажных работ
  27. Шаг №1: подготовка инструментов
  28. Шаг №2: отсоединение батареи
  29. Шаг №3: разборка радиатора
  30. Просто
  31. Сложно
  32. Разметка для крепления
  33. Выбор места установки батарей
  34. Обзор комплекта подключения радиатора футорки
  35. Пробка радиатора: выбор, установка и принцип работы
  36. Что понадобится для сборки и установки радиатора отопления
  37. Выбор и установка пробки
  38. Выбор и принцип работы устройства
  39. Установка батареи отопления
  40. Разборка биметаллических и алюминиевых секционных изделий
  41. Какие радиаторные пробки лучше использовать при монтаже радиаторов отопления
  42. Основные элементы для монтажа радиатора
  43. Правила выбора и монтажа пробок
  44. Процесс установки пробки
  45. Общие рекомендации

Как определить резьбу на батареях отопления?

Здравствуйте, уважаемые форумчане! У меня к вам вот такой вопрос: — как определить на батареях отопления, где левая, а где правая резьба? Чем они отличаются между собой? И можно ли это определить на батареях, когда пробка на чугунном радиаторе уже закручена?

Материалы по теме

У меня проблема с радиаторами отопления. Дом у нас уже старенький, радиаторы соответственно тоже. В конце апреля в доме отключили.

На работе делаем ремонт в кабинете, на пол хотим положить ламинат, но проблема состоит в том что текут некоторые секции.

Читайте также:  Бак мембранный расширительный для отопления vrv

Хочется установить полотенцесушитель в ванной комнате. В продаже имеются электрические и подключаемые в проток подачи горячей воды. У нас установлены.

Комментарии пользователей:

На всех батареях резьбы зеркальные, это сделано для удобства их установки, правая резьба будет находиться с права, а левая слева, они так расположены в не зависимости от того из чего изготовлена батарея из чугуна или метала.

Действительно, правая резьба удобно расположена с правой стороны, а левая, соответственно, с левой. Но ещё на пробке, закрученной на вашей чугунной батарее, должна быть пометка- буква, соответствующая направлению резьбы: Л- левая резьба, П- правая резьба. Бывает, что пробка закрашена краской, тогда можно поскоблить и заметить букву. Таким образом можно определить направление резьбы.

По поводу 2-х первых ответов: «Это чтоли такая договоренность между водопроводчиками земного шара, располагать батарею так, чтобы правая резьба была справа, а левая — слева. » У меня в квартире стоит батарея и на правом фланце выбита буква «Л». Кому верить?

В большинстве случаев левая резьба на заглушках, а правая — на футорках.

по клейму на секции радиатора… где клеймо — там правая резьба…, а может и наоборот , подзабыл немного.)))

Сегодня разобрал старую чугунную батарею. Справой стороны, вверху, есть отлив в виде бонки. Со стороны бонки правая резьба.

Метка л не всегда обозначает левую резьбу.У меня 40 футорок с маркеровкой л ,а на них правая резьба. как мне объяснили на заводе это отметка ,что это литьё..)Л)Я торгую сантехникой.Продаю людям футорки , а мне их возвращают …-Сантехник сказал не те,надо поменять на правые,а это левые..я им говорю это и есть правые…-сантехник сказал л левая)))сложно приходиться )не всегда сантехник Вася вешает батареи правильно,выпив немного недорогого алкоголя вполне возможно что он её и перевернёт..На каждом ребре есть различные пометки с правой стороны.

я сантехникой занимаюсь 40 лет . )) …так вот — надо после вскрытия смотреть !! левая или правая . и только так . и через жо ..у ставят и плашмя ))) и под 45 градусов )) Одним словом — Россия матушка — с какой ноги встал — так и поставил )))

…то есть взять молоток , разбить батарею и посмотреть какая где резьба .

Пишут все, что хочешь! Ерунда полная! Завод-изготовитель никогда не выпускает «левые» пробки для чугунных батарей с отверстиями. Пробки с левой резьбой — заглушки! Все пробки, выпущенные заводом с отверстиями для подсоединения труб, имеют только правую резьбу!ОДНАКО, в процессе эксплуатации батарей отопления возникает потребность подсоединить радиатор с той стороны, где имеется заглушка (пробка с левой резьбой). В этом случае прибегают к помощи токаря или покупают ЗАГЛУШКУ с отверстием. Последнюю изготавливают кустарным способом с применением промышленного оборудования, т.е. в какой-то мастерской.И ЕЩЁ… Если в батарее имеется пробка, в торце которой видны следы сварки или другого вмешательства, то это пробка с правой резьбой, так как ранее она имела отверстие, которое впоследствии кто-то когда-то заглушил. Обычно это делают так: в отверстие пробки (с правой резьбой) вкручивают металлическую трубу нужного размера, вставляют в эту трубу отрезок металла необходимого диаметра и приваривают его к вкрученной ранее трубе. Последнюю операцию по заглушиванию пробки с правой резьбой делают по мере необходимости. С последнее время выпускаются специальные заглушки различного диаметра и резьбой, предназначенные для заглушивания пробок с правой резьбой.Если в батарее отопления имеется хоть одна пробка без отверстия и следов вмешательства (заводская пробка), то с этой стороны батареи резьба — левая. Соответственно, с противоположной стороны батареи — правая.)))С ув. Бывший.

P.S. Дополнение к сообщению от 05.10.2016 10:47. В ГОСТе есть оговорка, что по требованию потребителя дополнительно поставляются глухие пробки с правой резьбой. Чтобы не ошибиться, пробуйте открутить пробку в ту или иную сторону, основательно (до обгорания краски) ПРЕДВАРИТЕЛЬНО прогрев резьбу паяльной лампой. Пробка обязательно начнет проворачиваться и по величине образовавшегося зазора можно определить направление резьбы. C ув. Бывший.)

я сегодня только купил футорки с левой и правой резьбой и с отверстиями полдюйма…и я бы тоже хотел знать где у батареи правая сторона….

совершенно верно говорит гость от 05.10.2016 10:47, заводские радиаторы идут с пробками с левой резьбой, а футорки с отверстиями 1/2″ резьба — правая !

все написано интересно,но я ничего не понял. все равно придется бегать и искать магазин в котором могут обменять — это понял.

На батарее есть отливки с той сторонв и левая

Заметил определённую закономерность …… в секциях есть верх , а есть низ….верх маркируется какими нибудь символом похожим на букву ….. как бы отливка….. .она очень заметна …… и ребро верха если присмотрется больше чем ребро низа ……………….. Вот эта самая отливка в виде буквы — находится со стороны обратной резьбы (ПРАВОЙ ……..закручивается против часовой стрелки )

На секциях есть отливка в виде буквы или символ. поставить батарею и эти символы должны быть с задней верхней части. вот так батарея стоит правильно и то есть с право резьба правая , а с лева левая.

какой шаг резьбы у левой заглушки?

Ну и чушь вы тут понаписывали

У любого радиатора есть 4 отверстия с резьбой: 2 справа и 2 слева. Понятно если например слева вверху заглушка то у нее левая резьба судя по вашим разговорам. Тогда левая нижняя какая, а часто это футорка. Ведь не будут же делать левый верх с левой резьбой, а нижний левый с правой резьбой. Правая резьба — заворачиваем по часовой стрелке, а левая — против.

Бывает что именно слева вверху устанавливают микровоздушник — тогда это уже футорка.

Самый правильный ответ: отливка в батарее с левой стороны. Следовательно слева от отливки левая резьба, справой — правая

Какая резьба на биметаллических радиаторах отопления?

Монтаж биметаллических радиаторов — ответственное мероприятие, которое поможет обеспечить тепло и комфорт в вашем жилье.

Биметаллические радиаторы по мощности не уступают чугунным, однако он легче.

Само название данных отопительных приборов говорит о том, что они выполнены из двух различных видов металлов, а именно: алюминия и стали. Из алюминия изготавливается каркас радиаторов, а из стали — трубы. Биметалл обеспечивает сочетание таких свойств, как высокая прочность и хорошая теплопроводность.

Как и монтаж секционных радиаторов, данный тип работ предусматривает использование как стандартной правой, так и левой резьбы. Данная специфика работ зачастую является наиболее проблематичным моментом при установке биметаллических батарей, если вы задумали осуществить ее своими руками. Такая особенность нередко приводит к тому, что комплектующие закручиваются в неправильном направлении. В дальнейшем это может привести к протечкам.

Прежде чем начать монтаж, необходимо осуществить их сборку. Как правило, биметаллические радиаторы собирают сразу на заводе-производителе или в точках продажи, однако в некоторых случаях покупателям приходится собирать радиаторы самостоятельно, непосредственно на месте установки. Эти работы осуществляются при помощи специального радиаторного ключа, которым можно соединить между собой все секции. Для выполнения такой сборки необходим определенный опыт в сантехнических работах. Притом в одиночку осуществить сборку радиаторов практически невозможно. Если вы столкнулись с необходимостью сборки секций, лучше всего обратиться к специалистам в этой области.

Подготовка к монтажу

Схема подключения алюминиевых радиаторов.

Перед тем как приступить к установке биметаллических радиаторов, необходимо определиться с их расположением, другими словами, составить схему системы отопления, а также продумать, какие дополнительные действия вам, возможно, придется осуществить. Например, вам может потребоваться установка или замена кранов, замена труб. В таком случае вам следует заранее запастись всеми комплектующими и инструментами.

Из инструментов вам может потребоваться:

  • радиаторный ключ;
  • резак для труб;
  • разводной ключ;
  • газовый ключ;
  • комплект для сварки.

Диагональная схема подключения радиатора.

Установка радиаторов потребует также дополнительных деталей, точный перечень которых вы можете узнать в точке продажи радиаторов.

Примерный список этих материалов выглядит так:

  • соединительные муфты (ровные и изогнутые);
  • крепежи для радиаторов;
  • лен.

Для биметаллических радиаторов наиболее оптимальным считается диагональный монтаж.

Основные правила установки

Схема устройства биметаллического радиатора.

Монтаж биметаллических батарей отопления требует выполнения таких основных правил:

  1. Расстояние от стен до радиаторов должно составлять 3-5 см.
  2. Расстояние между радиатором и полом должно составлять 7-20 см, а между подоконником и радиатором — 8-12 см. Это поможет улучшить конвекцию.
  3. Защитную пленку с радиаторов не рекомендуется снимать до завершения всех работ. В противном случае возможны повреждения эмали радиаторов. Если избежать сколов эмали не удалось, то поврежденные участки рекомендуется покрыть белой эмалью или заменить поврежденные секции.
  4. При закручивании соединительных элементов батарей необходимо рассчитывать прилагаемые усилия, так как при слишком сильном затягивании вы можете сорвать резьбу. Это может привести к образованию протечек, как и недостаточно крепкое соединение монтажных элементов.

Прежде чем начать монтаж каких-либо элементов системы отопления, в том числе батарей, необходимо выяснить, запущена ли в систему отопления вода и если да, то принять меры по перекрытию подачи воды.

Схема подключения радиаторов.

Порядок действий при монтаже батарей отопления следующий:

  • отметьте места, в которые будут устанавливаться кронштейны;
  • закрепите кронштейны на стене при помощи дюбелей или цементного раствора;
  • установите батарею на кронштейнах таким образом, чтобы горизонтальные коллекторы расположились на крюках кронштейна, в результате этого кронштейны будут находиться между секциями радиатора;
  • соедините батарею с подводящими элементами системы отопления, которые заканчиваются вентилем, краном или термостатом.

Отопительные батареи при монтаже не допускают таких действий:

  • расположение секций не вертикально;
  • расположение радиаторов относительно стены, пола и подоконника на расстоянии, не соответствующем требованиям.

Правильная установка биметаллических радиаторов требует ответственного подхода, который обеспечит правильную работу всей системы отопления. Поэтому подойдите ответственно к выполнению данных работ.

Тема этой статьи — установка биметаллических радиаторов отопления. В ней я собираюсь рассказать о том, какие трубы использовать для монтажа радиатора, какие инструменты понадобятся для замены батареи и как правильно выполнить эту работу. Итак, в путь.

Биметаллический радиатор в интерьере квартиры.

Подключение к сети

Для самостоятельного подключения к пропиленовым трубам нужно иметь специальный паяльник.

Есть два варианта подключения:

1. Если радиаторный вентиль из пропилена, то его пластиковый патрубок соединяют пайкой непосредственно с подводкой. Затем с крана свинчивают металлический концевик «американки» и вкручивают его в футорку радиатора, используя для герметичности соединения подмотку из льна с пастой или ленту ФУМ. После чего «американку» опять собирают и затягивают ключом накидную гайку.

2. Если радиаторный вентиль металлический, то для подключения к пластиковой подводке используют муфту комбинированную разъёмную с внутренней резьбой. Такая муфта по принципу соединения аналогична металлической «американке», но накидная гайка находится на пластиковом концевике под пайку. Пластиковую часть муфты через соединительный фитинг припаивают к трубе подводки. Муфту разбирают, ответную металлическую часть навёртывают с подмоткой на корпус вентиля и затем собирают её опять, затягивая ключом накидную гайку.


1 — «американка»; 2 — шаровой вентиль; 3 — комбинированная разъёмная муфта; 4 — полипропиленовая соединительная муфта; 5 — полипропиленовая подводка

При подключении к металлической подводке также надо вначале шаровой кран или терморегулятор подсоединить к трубе. Владение навыками сварочных работ необязательно — подключение запорной арматуры к трубе можно сделать при помощи резьбового соединения. Для этого на обрезанной части подводки необходимо нарезать резьбу. Делают это при помощи клуппа. Комплект головок и оправки с одной или двумя рукоятками стоит довольно дорого, но можно купить только одну головку клуппа конкретного размера, а в качестве оправки с рукояткой использовать обычный газовый ключ. Последовательность работ будет выглядеть так:

  • трубы подводки обрезают болгаркой под нужный размер, стараясь добиться, чтобы плоскость среза была перпендикулярной к оси трубы;
  • зачищают конец трубы от ржавчины и с помощью напильника делают небольшую фаску;
  • на рабочий участок трубы и резцы клуппа наносят смазку;
  • насаживают головку на фаску;
  • центрируют её относительно оси трубы;
  • придерживая головку рукой, с помощью газового ключа начинают её проворачивать по часовой стрелке.

В итоге надо получить участок с резьбой размером, приблизительно равным длинной части стандартного сгона (например, для трубы 3/4 — 45 мм).

Затем на этот участок навинчивают контргайку (для Dу 3/4 её толщина равна 9 мм) и муфту (для Dу 3/4 её длина равна 36 мм). Совмещают входное отверстие шарового крана с подводкой и перегоняют муфту с подводки на резьбу корпуса крана (естественно, с использованием подмотки льна или ленты ФУМ). Затем на резьбу рядом с муфтой навёртывают подмотку и перегоняют контргайку.


1 — «американка»; 2 — вентиль; 3 — муфта; 4 — контргайка; 5 — подводка с резьбой

Важно! Рукоятка крана должна быть выставлена вверх или наружу от стены, чтобы ею было удобно пользоваться. После того как запорный кран (или терморегулятор) жёстко и герметично соединены с подводкой, его через «американку» соединяют с футоркой радиатора

После того как запорный кран (или терморегулятор) жёстко и герметично соединены с подводкой, его через «американку» соединяют с футоркой радиатора.

Здравствуйте, уважаемые форумчане! У меня к вам вот такой вопрос: — как определить на батареях отопления, где левая, а где правая резьба? Чем они отличаются между собой? И можно ли это определить на батареях, когда пробка на чугунном радиаторе уже закручена?


Пробка радиатора: виды, монтаж, выбор обвязки

Какими бывают радиаторные пробки? Как опознать изделие с левой или правой резьбой? Как работает пробка радиатора с автоматическим воздухоотводчиком? Чем герметизировать эти фитинги, и с какими элементами обвязки их соединять? Давайте разбираться.

Комплект пробок и арматуры для подключения алюминиевого радиатора.

Классификация

Пробки для радиаторов отопления можно условно разделить на группы по нескольким признакам.

Материал

Как правило, он соответствует материалу радиатора:

  • Для чугунной батареи используется радиаторная чугунная пробка;
  • Для секционных стальных и биметаллических радиаторов приобретаются стальные трубные фитинги.

Однако: для алюминиевых батарей за редким исключением используются не алюминиевые, а те же стальные изделия. Алюминиевую пробку слишком легко повредить при вкручивании и монтаже обвязки; в частности, нарезанную в алюминии резьбу диаметром 1/2 дюйма можно сорвать при совсем небольшом усилии.

Стальной фитинг для алюминиевых и биметаллических батарей.

Резьба

Она может быть правой (вкручивается по часовой стрелке) и левой. Как правило, левая пробка для чугунного радиатора и произведенная в России стальная пробка для алюминиевых/стальных/биметаллических приборов маркируются буквой «Л».

Если маркировка отсутствует, идентифицировать тип резьбы несложно: достаточно проследить одну ее нитку на протяжении пары витков.

Функции

С глухой пробкой все просто и ясно: ее единственная функция — заглушить резьбу концевой секции.

Проходная радиаторная пробка служит для присоединения к отопительному прибору подводки и/или элементов обвязки. Фактически, она представляет собой переходник на резьбу меньшего диаметра. Резьба на секции зависит от материала отопительного прибора:

Тип батареи Размер резьбы
Чугунная ДУ32 (1 1/4 дюйма)
Алюминиевая, биметаллическая ДУ25 (1 дюйм)

Диаметр присоединяемой к проходной пробке резьбы тоже может быть разным:

Тип батареи Размер резьбы
Чугунная ДУ15, ДУ20, ДУ25
Алюминиевая, биметаллическая ДУ15, ДУ20

Чугунная пробка под подводку диаметром ДУ20.

Любопытно: при подключении к чугунной батарее подводки диаметром 25 мм используется не рассверленная пробка, а обыкновенный чугунный переходник ДУ25-ДУ32.

В некоторых случаях обвязка или подводка может использовать для подключения не проходные пробки, а непосредственно резьбу коллектора концевой секции.

Когда это практикуется?

  • При подключении чугунных батарей в разрыв розлива в системе с естественной циркуляцией. Здесь важен максимальный диаметр розлива — он влияет на гидравлическое сопротивление контура; поэтому труба ДУ32 вкручивается непосредственно в секции.
  • При установке сварного промывочного крана. Эти изделия тоже, как правило, изготавливаются под размер резьбы самих секций.
  • При монтаже воздушника. Многие производители выпускают краны Маевского и автоматические воздухоотводчики под резьбы ДУ25.

Пробка-воздушник

На последнем пункте мы ненадолго остановимся. Что такое кран Маевского и для чего он нужен? Это несложное приспособление для стравливания воздуха из отопительного контура.

Воздух может появиться там после сброса всего контура или его отдельных участков. Поскольку перепад давлений, обеспечивающий циркуляцию в системах ЦО и в гравитационных системах отопления, невелик — не более 2-3 метров — воздушная пробка способна полностью остановить циркуляцию.

Кран Маевского устанавливается на радиатор в том случае, если его верхний коллектор является наивысшей точкой стояка или любого другого участка контура.

Радиаторная чугунная проходная пробка с установленным в нее краном Маевского.

Заметьте: в многоквартирных домах с нижним розливом краны Маевского часто выносятся на чердак вместе с перемычками между парными стояками.

Кран Маевского хорош всем, кроме того, что требует внимания владельца: после сброса участка контура и его последующего запуска воздух нужно стравить сразу же. В противном случае остановка циркуляции может привести к разморозке участка контура.

В автономной системе с этим проблем нет; а вот в многоквартирных домах, где жилищные службы не имеют возможности согласовать график ремонтов с жильцами верхних этажей, невозможность вовремя стравить воздух порой превращается в серьезную проблему.

В таких случаях на выручку приходит автоматический воздухоотводчик — несложное механическое устройство, которое стравливает воздух в автоматическом режиме, сразу после заполнения контура водой.

Автоматический воздушник установлен в резьбу концевой секции.

Принцип работы пробки радиатора с автоматическим воздушником сильно напоминает устройство заливного клапана бачка унитаза:

  1. Когда система сброшена, поплавок в поплавковой камере находится в нижней позиции и удерживает запорный клапан открытым.
  2. Как только воздух вытесняется водой, поплавок вскрывает и перекрывает клапан.

Цена пробки-автомата, разумеется, несколько выше, чем у крана Маевского под резьбу ДУ25 — примерно 500 рублей против 100 — 120.

Обвязка

Что из запорно-регулирующей арматуры монтируется на подводках перед проходными пробками?

Вот несколько типичных вариантов.

  • Пара шаровых кранов. Они позволяют полностью отключить прибор в случае ремонта или замены без сброса всего контура.

Пара вентилей полностью отсекает прибор от подводок.

  • Дроссель и шаровый кран. Дроссель обеспечивает возможность ручной регулировки теплоотдачи.
  • Пара дросселей дает возможность выполнить базовую балансировку системы (ограничение проходимости ближних к котлу отопительных приборов) и регулировать теплоотдачу прибора в дальнейшем.
  • Наконец, дуэт дросселя с термоголовкой позволяет сделать регулировку теплоотдачи полностью автоматической: в помещении с приемлемой точностью будет поддерживаться заданная температура.

Ремонт стыка

Для проведения ремонта потребуется:

  • специальный радиаторный ключ;
  • газовый ключ №2 или №3.

Будем считать, что радиатор снят. Его необходимо уложить на ровную поверхность. После чего снимаются с помощью газового ключа заглушки и футорки (заглушки с отверстиями под трубы).

Секции радиатора соединены между собой ниппелями. Это короткая труба из чугуна с внешней трубной резьбой (наполовину она правая, наполовину левая) и внутренним отверстием, в котором есть два выступа.

Именно эти выступы являются тем местом, куда будут упираться края радиаторного ключа. По сути, это упоры.

На этом этапе потребуется помощник, который зафиксирует прибор отопления в неподвижном положении. Ключ вставляется в отверстие секции так, чтобы края инструмента уперлись в выступы ниппеля. Теперь необходимо с усилием провернуть ключ хотя бы на четверть оборота.

Все дело в том, что долгосрочная эксплуатация чугунных батарей, где используется теплоноситель с высокой температурой, создают условия, при которых ниппель и секция прибора спаиваются между собой. В итоге получается монолит.

Поэтому придется приложить большие усилия, чтобы разорвать эти связи. Как только ниппель немного сдвинется с мертвой точки, переходите на второй параллельный элемент. Нельзя раскручивать секции только с одной стороны, произойдет перекос, который затруднит последующие операции.

Таким образом разбираются все секции. Теперь необходимо зачистить поверхности стыков железной щеткой и наждачной бумагой. Нужно снять только ржавчину.

Обязательно осмотрите ниппели, если их состояние вызывает сомнение, то лучше заменить их новыми

Основное внимание обратите на резьбу

На этой стадии лучше всего провести промывку секций батарей. Струя из шланга и штырь (деревянный или металлический) справятся с этой задачей на отлично.

После чего можно переходить к сборке, предварительно приготовив прокладки. Их можно сделать самостоятельно из жаропрочного паранита или резины толщиною 1 мм. В настоящее время мастера предлагают использовать силиконовый герметик, который может выдержать высокие температуры.

Сборка батареи проводится в обратном порядке. Будьте осторожны, когда закручиваете ниппели

Здесь важно не перекрутить, чтобы не сдавить прокладку до критической нормы. Она просто может порваться

Как и при разборке два ниппеля необходимо вкручивать попеременно.

Нередко случаются ситуации, когда упоры внутри ниппеля под действием долгого соприкосновения с теплоносителем покрываются ржавчиной. И при давлении со стороны радиаторного ключа эти упоры срезаются. Что делать в этом случае, ведь секции просто не раскрутить. Вариант один – сломать секцию, на которой появился свищ.

Это сделать можно двумя способами:

  1. Просто разбить секцию батареи кувалдой. Делаете это аккуратно, чтобы не сломать хорошие элементы.
  2. Можно срезать болгаркой. Но место соединения все равно придется разбивать молотком.

Правильная установка биметаллических радиаторов отопления в жилых домах и квартирах

В большинстве регионов нашей планеты с умеренным, континентальным и холодным климатом, наиболее эффективными методами обогрева жилых домов и коммерческих зданий, считаются автономные или централизованные системы водяного отопления. В качестве теплоносителя в них, как правило, используется обычная вода, либо незамерзающая жидкость, которая циркулирует между нагревательным котлом и комнатными теплообменниками, в роли которых выступают бытовые радиаторы отопления.

Современный радиатор отопления в интерьере жилой квартиры.

Самостоятельный монтаж бытовой системы отопления

В настоящее время существует большое количество всевозможных бытовых отопительных приборов, изготовленных из различных материалов с применением передовых технологий, поэтому далее в этой статье будут подробно рассмотрены основные эксплуатационные качества биметаллических комнатных радиаторов, предназначенных для обогрева жилых квартир и частных домов с автономной или централизованной системой отопления.

Также, для домашних мастеров здесь будет предложена подробная инструкция, в которой представлено пошаговое описание технологии самостоятельного монтажа и подключения биметаллических радиаторов к бытовой системе отопления.

Установка таких радиаторов оправдана только в сетях с высоким давлением.

Конструктивные особенности биметаллических радиаторов

Все биметаллические бытовые радиаторы отопления изготавливаются из двух различных видов металла, и в большинстве случаев представляют собой композитную схему, в которой внутренние магистральные коллекторы и вертикальные теплопроводные каналы изготавливаются из стали, а наружное покрытие и боковое оребрение изготавливается из цветных металлов, обладающих высокой теплопроводностью.

Секция в разрезе

Еще одна характерная особенность биметаллических изделий заключается в том, что их внутренние каналы имеют меньшее сечение, по сравнению с привычной чугунной батареей, поэтому при одинаковом давлении и скорости потока, полная смена всего объема теплоносителя в них происходит быстрее, благодаря чему они имеют более высокую теплоотдачу.

Внутреннее устройство биметаллических секций.

Обратите внимание!При нагревании и остывании биметаллических элементов, в определенный момент могут быть слышны характерные негромкие щелчки.

При этом следует знать, что они возникают за счет разницы коэффициентов линейного расширения различных металлов, поэтому считаются нормальным явлением.

Преимущества и недостатки

Основным недостатком всех биметаллических радиаторов, по сравнению с чугунными батареями, является их достаточно высокая цена, которая обусловлена высокой стоимостью цветных металлов, используемых для изготовления теплорассеивающих элементов бокового оребрения.

В то же время, несмотря на высокую стоимость, все биметаллические изделия обладают рядом неоспоримых преимуществ, которые заключаются в следующем:

  1. Благодаря толстостенному водопроводному коллектору и вертикальным теплопроводным каналам, изготовленным из стали, такие радиаторы являются очень надежными, поскольку не деформируются под воздействием высокой температуры, хорошо противостоят гидродинамическим нагрузкам, потому что рассчитаны на давление воды в системе до 52 кг/см².
  2. Конструкционная и трубная сталь в меньшей степени подвержена коррозии, чем алюминий, поэтому внутренние стенки труб практически не окисляются и не обрастают известковым налетом.

Технические характеристики биметаллического отопительного прибора.

  1. Наружное алюминиевое оребрение обладает высокой теплопроводностью, и благодаря специально разработанному профилю поперечного сечения, имеет большую площадь наружной поверхности, поэтому такие детали обладают высокой теплоотдачей и хорошей теплорассеивающей способностью.
  2. Кроме всего прочего, изделия с алюминиевым оребрением значительно легче литых чугунных батарей, поэтому монтаж радиаторов отопления биметаллических можно выполнять самостоятельно, без посторонней помощи.
  3. Биметаллические радиаторы имеют длительный расчетный срок эксплуатации, а наружное декоративное покрытие порошковой полиэфирной эмалью придает им эстетичный внешний вид.

Совет! При выборе окрашенного биметаллического радиатора следует отдавать предпочтение моделям светлого, а лучше всего белого цвета, поскольку светлая поверхность обладает наилучшей теплоизлучающей способностью.

Сборка нагревательных секций

Все виды бытовых радиаторов поступают в продажу в виде готовой батареи, собранной из нескольких секций нагревательных элементов.

В зависимости от объема отапливаемого помещения, теплоизолирующей способности несущих стен здания, а также климатических особенностей конкретного региона, размеры, а соответственно тепловую мощность батареи в любой момент можно изменить, отсоединив или добавив к ней нужное количество секций.

  1. Нагревательные секции соединяются между собой при помощи специальных проходных гаек, на которых с одной стороны нарезана правосторонняя, а с другой стороны – левосторонняя наружная трубная резьба.

На фото показан принцип соединения нагревательных секций при помощи проходной гайки с герметизирующей прокладкой.

  1. Каждая секция батареи имеет сквозное отверстие для прохода воды, в котором также, с одной стороны нарезана правосторонняя, а с другой стороны – левосторонняя резьба.

Сквозное отверстие с резьбой

  1. Перед сборкой батареи нужно уложить смежные секции друг напротив друга, расположив их на ровной жесткой поверхности лицевой частью вниз.
  2. Подготовить две проходные гайки, одеть на них по одной герметизирующей прокладке, а затем от руки закрутить их в верхнее и нижнее отверстие одной из секций на 1-1,5 оборота, обращая внимание на правильное направление резьбы.
  3. Резьбовые отверстия водопроводного коллектора второй секции совместить с резьбовой частью проходных гаек, после чего, насколько возможно, завернуть их одновременно в обе секции от руки, не прилагая больших усилий.

Установка шарового крана в проходную гайку

  1. Убедившись в соосности секций радиатора и в правильном направлении нарезки резьбы, попеременно, с равномерным усилием затянуть обе проходные гайки при помощи специального радиаторного ключа.

Подсоединение радиатора к подающей трубе

Совет!Современные радиаторы отопления имеют входные и выходные резьбовые отверстия с диаметром резьбы 1”, а подводящие трубы в доме могут иметь другой размер, например 1/2” или 3/4”.

Для того чтобы состыковать их между собой, перед установкой нужно приобрести специальный монтажный комплект для имеющегося диаметра труб.

Монтажный комплект для установки биметаллических радиаторов.

Как правило, он состоит из двух или четырех стеновых кронштейнов с дюбелями по бетону или кирпичу, двух переходников с правосторонней резьбой, двух переходников с левосторонней резьбой, одной резьбовой заглушкой и одним клапаном для стравливания воздуха. Также отдельно следует приобрести шаровые краны и накидные гайки американки.

Технологические особенности монтажа

Самостоятельный монтаж биметаллических радиаторов отопления на стену выполняется с помощью штатных крепежных кронштейнов, а подключение к трубам системы отопления – при помощи специальной накидной гайки, так называемой американки.

  1. Перед монтажом новых радиаторов к действующей системе отопления, следует выполнить тщательную промывку старых коммуникаций для удаления мусора, ржавчины, а также солевых и известковых отложений с внутренней поверхности труб.
  2. На конце подводящих водопроводных труб системы отопления нарезать резьбу, на которую нужно навернуть латунные или бронзовые тройники.
  1. В прямые отводы тройников установить шаровые водопроводные краны, а Т-образные отводы подводящего и обратного патрубков соединить между собой отрезком трубы так, чтобы получился обводной трубопровод, или другими словами, байпас.
  2. Во входное и выходное отверстия радиатора установить переходники нужного размера, внутрь которых завернуть резьбовой патрубок гайки американки.
  1. После этого нужно закрепить радиатор на стене при помощи кронштейнов из монтажного комплекта, а затем подключить накидные гайки американок входного и выходного патрубков к шаровым кранам подводящей и обратной трубы системы отопления.

Проверка с помощью уровня

  1. В глухой торец верхнего коллектора каждого нагревательного прибора установить автоматический или ручной клапан для стравливания воздуха из системы, который еще по-другому называется кран Маевского.

Демонтаж чугунных радиаторов

Чтобы провести демонтаж таких приборов отопления своими руками, потребуется следующий инструмент:

Размеры чугунной батареи.

  1. Трубный ключ номер 3, для отворачивания контргайки и футорки.
  2. Труборез для обрезки трубы или болгарка.
  3. Ножовка по металлу.
  4. Зубило.
  5. Молоток и кувалда.
  6. Щетка для удаления ржавчины.

Работы по демонтажу таких отопительных приборов, как правило, проводятся летом, когда система отопления отключена. До начала демонтажных работ необходимо слить воду из трубопроводов отопления.

Затем трубным ключом отворачиваются контргайки, стоящие на подводящих воду трубах, отворачиваются футорки и радиатор снимается с кронштейнов.

В случае если контргайки отвернуть невозможно, обрезаются подводящие теплоноситель трубы и устройство демонтируется.

Устройство биметаллических батарей

Как показала практика последних лет, из перечисленного ряда радиаторов наиболее эффективными и надежными являются биметаллические модели. Они обладают явным преимуществом перед другими материалами, которые заключаются в:

  • высокой устойчивости к коррозии;
  • широком диапазоне рабочих температур и давления;
  • простой возможности изменения теплоотдачи прибора путем изменения количества набранных секций;
  • малой инерционности при нагреве и остывании;
  • небольшом количестве теплоносителя, необходимого для заполнения;
  • малом весе, облегчающем выполнение монтажа;
  • доступной для большинства людей стоимости.

Следует также отметить простоту установки биметаллических радиаторов. Благодаря наличию стандартных креплений, этот процесс не повлечет разрушений конструкций и обеспечит качественную фиксацию отопительного оборудования.

Конструкция биметаллических батарей состоит из набора секций. В собранном виде такой пакет представляет собой две горизонтальные трубы, соединенные вертикальными полыми ребрами, по которым циркулирует теплоноситель.

Для повышения теплоотдачи отопительного прибора, наружная поверхность ребер и труб увеличена за счет дополнительных плоскостей. Соединение секций между собой производится при помощи полых ниппелей с двусторонней резьбой при условии установки уплотняющей прокладки.

Для защиты от коррозии внутренняя поверхность секций покрыта защитным слоем из алюминиевого сплава. Наружная металлическая поверхность окрашено по технологии термического нанесения порошковых полимерных красок. Это придает изделиям красивый внешний вид и обеспечивает их долговечность.

Перед тем, как установить биметаллический радиатор отопления своими руками, необходимо приобрести комплект из 4-х специальных пробок. Две из них имеют внутреннюю резьбу ½ дюйма, третья должна быть без отверстия, а еще на одной установлено устройство для выпуска воздуха. При покупке комплекта следует обратить внимание на направление резьбы — должно быть две правых и две левых.

Подготовка к разборке

На этом этапе нужно приготовить все необходимые инструменты и демонтировать батарею с места крепления. Для работы, в зависимости от вида и состояния радиатора, могут понадобиться такие инструменты:

  • радиаторный (ниппельный) ключ;
  • разводной ключ или набор гаечных ключей с разными размерами головок;
  • автоген или болгарка;
  • строительный фен;
  • молоток, кувалда;
  • зубило.

Инструменты для разборки батарей отопления

Ниппельный ключ представляет собой железный прут с головкой в виде лопатки на одном конце, и отверстием или загнутым «ухом» на другом. Приобретенный в магазине инструмент имеет засечки, расстояние между которыми равно ширине секций радиатора отопления. Они помогут найти месторасположения нужной ниппель-гайки.

После подготовки инструментов, необходимо обустроить место для разборки радиатора. Подойдет пол или прочный стол. Нужно учитывать то, что из батареи будет вытекать грязная вода, и не забыть подстелить под нее непромокаемую ткань.

Расчет необходимого количества секций

Количество секций отопительных приборов определяется в зависимости от тепловых потерь через ограждающие конструкции здания. Точный расчет может выполнить только специалист, имеющий соответствующее образование.

Но уже давно определены укрупненные нормативные показатели для типовых зданий, которые принимают необходимый расход тепла из расчета 1 кВт тепловой энергии на 10 м2 помещения. Эта цифра обеспечивает запас гарантированный запас мощности прибора на 10-15%.

Теплоотдача секций биметаллических радиаторов в Ваттах указывается в паспорте на изделие, который вложен в каждую упаковку. Поэтому для определения количества секций необходимых для обогрева комнаты необходимо ее площадь в м2 умножить на 100 и разделить на теплоотдачу одной секции в Вт.

Полученный результат округляется до целого числа в большую сторону. Грубая проверка производится из условия, что в среднем одна секция обогревает 1,2-1,4 м2. Выполнение расчетов позволяет отказаться от покупки лишних элементов и сэкономить денежные средства.

Особенности крепления радиаторов

Самые требовательные к прочности крепления и основания — радиаторы из чугуна. Кроме веса самого изделия, определенную роль играет и внутренний объём секции. Если у популярной серии чугунных радиаторов МС-140 объём может достигать почти 1,5 литра, то у алюминиевого радиатора он не более 0,5 литра, а у биметаллических и того меньше.

При расчёте количества кронштейнов руководствуются положениями п 3.25 СНиП 3.05.01–85 — один кронштейн на 1 кв. м площади нагрева чугунной батареи (но всего их должно быть не менее трёх). Площадь нагрева одной секции зависит от её типа. Например, у М-140 она равна 0,254 кв. м, и для батареи из 12 секций уже надо четыре кронштейна.

Если батарею крепят на три кронштейна, схема крепления выглядит так: две точки внизу, одна посередине вверху. Четыре кронштейна устанавливают попарно друг над другом. А изгиб кронштейна должен обхватывать шейку радиатора (место соединения двух смежных секций).

Крепление биметаллических и алюминиевых радиаторов происходит по той же схеме, что и чугунных. И причина уже не в весе батареи и теплоносителя, а в тонких стенках стальных вкладышей биметаллических изделий, в низкой устойчивости к механическим нагрузкам алюминия и в слабой прочности резьбовых соединений отдельных секций обоих видов радиаторов. Поэтому для них также надо не менее трёх точек опоры.

Чугунные радиаторы устанавливают на кронштейны с дюбелями, закреплёнными в бетонных и кирпичных стенах. Для биметаллических и алюминиевых радиаторов кронштейны можно крепить ещё и к деревянным стенам.

В остальных случаях для установки надо использовать две напольные подставки с фиксацией к стене верхней части радиатора. Если количество секций больше десяти, то нужны три подставки.

Удобство приобретения комплектующих для отопления


Комплекты дают гарантию, что детали подойдут для радиатора данного типа по размеру и количеству
Есть несколько причин, по которым выгодно приобретать специализированные упаковки для установки тепловых батарей в доме:

  • В монтажкомплекте есть все необходимое – это экономит время, которое нужно будет затратить на приобретение отдельных элементов.
  • Упрощается ремонт и техническое обслуживание батарей – металл отопителя подвержен коррозии, и если будет необходимость выкрутить из заржавевшей резьбы кран или воздухоотводчик, установленные без переходников, это может привести к определенным сложностям.
  • Все элементы компактно сложены в упаковке – такой подход позволяет установщику быстрее ориентироваться во множестве фитингов и других приспособлений и поддерживать порядок на рабочем месте.
  • Любой магазин сантехники имеет в наличии несколько вариантов монтажкомплектов, что упрощает поиск необходимого. Интернет магазину проще передать детали в упаковке по дороге к пункту назначения, можно быть уверенным, что отдельные компоненты не будут утеряны.

Кроме всех этих преимуществ количество комплектов всегда должно соответствовать количеству отопителей, что сводит к минимуму возможность забыть приобрести какие-то компоненты для оборудования системы.

Поэтапное описание демонтажных работ

Пару слов о том, когда может понадобиться разборка батареи отопления:

  • В случае замены старого радиатора на новый, имеющий большую производительность и лучший внешний вид.
  • При потребности в добавлении дополнительных секций для батареи.
  • При необходимости замены отдельной секции или прокладки, давших течь.

Инструкция начинается с подготовки необходимых инструментов:

Шаг №1: подготовка инструментов

Фото ниппельного ключа

Образец газового ключа

Совет: ниппельный ключ с учётом того, что он в хозяйстве нужен очень редко, а цена его не самая низкая, рекомендуется не покупать, а брать в прокат.Это позволит сэкономить семейный бюджет.

Шаг №2: отсоединение батареи

Перед тем, как разобрать алюминиевый радиатор отопления или чугунный, необходимо его отсоединить от системы обогрева. Для этого в обязательном порядке необходимо отключить отопление и слить со стояка воду, иначе вы попросту затопите помещение и получите ожоги.

Совет: рекомендуется перед началом демонтажа застелить пол под батареей плёнкой, тряпками или хотя бы газетами, чтобы избежать попадания на него остатков жидкости, которая может оказаться в контуре даже после слива стояка.

Далее в зависимости от сложности можно выделить три ситуации:

  1. Полипропиленовые трубы. В этом случае муфтовое соединение, как правило, скручивается голыми руками, не доставляя никаких трудностей.
  2. Стальные новые. Приложив некоторые усилия, вы, скорее всего, сможете раскрутить сгоны на входе и выходе батареи с помощью газового ключа.

Отсоединение новых стальных труб

  1. Старые стальные или чугунные трубы . Сначала пробуем, сняв краску с места стыковки паяльной лампой и металлической щёткой, пробуем раскрутить соединение так, как описано в предыдущем варианте. Но в долго проработавших системах чаще всего это не даёт результата, и тогда просто срезаем сгон «болгаркой» или автогеном.

Порезка старых сгонов с использованием «болгарки»

После отсоединения батареи от труб снимаем её с крюков и укладываем на ровную плоскость.

Шаг №3: разборка радиатора

Схема отсоединения секций батареи

Отрезок трубы или ломик

Батарея может быть чугунной, алюминиевой или биметаллической.

Наиболее сложным вариантом для разбора является первый из перечисленных, с него и начнём:

  1. Как разобрать чугунный радиатор отопления собственными силами:

Осторожно, проверяем ход резьбы на футурках или заглушках, который может быть как левым, так и правым. Вставляем ниппельный ключ внутрь, усиливаем его крутящий момент с помощью отрезка трубы или ломика

Срываем резьбу, прокручивая инструмент на четверть оборота сначала в верхней части, а затем в нижней. Затем также попеременно продолжаем откручивать ниппели, чтобы радиатор не перекосило. Основной проблемой старых батарей является то, что футорки могут прикипеть в процессе долгих лет эксплуатации и не поддаваться ключу. В таком случае место соединения необходимо прогреть круговыми движениями паяльной лампой, после чего снова попробовать открутить ниппель. Процедуру повторяем до тех пор, пока резьба не поддастся. Если же всё равно ничего не выйдет, то придётся резать автогеном.

Разобранная старая чугунная батарея отопления

  1. Давайте выясним, как разобрать биметаллический радиатор или алюминиевый?Процедура практически аналогична вышеописанной, но имеет несколько отличий:
  • Используется ниппельный ключ меньших размеров.
  • Не требуются столь большие усилия при откручивании ниппелей.
  • Заглушки и футуроки обладают маркировкой направления резьбы в виде букв S и D, где первая обозначает левый ход, а вторая – правый.
  • Металлические прокладки, находящиеся между секциями, протираются, шлифуются и хранятся до последующей сборки батареи.

Разборка алюминиевой батареи

После осуществления описанных задач вы можете заменить давшую течь деталь, добавить секцию или вообще установить новый радиатор на место старого.

Как правильно выполнить демонтаж старых чугунных батарей и монтаж биметаллических радиаторов отопления?

Просто

Начнем с наиболее простого сценария: подводка и запорная арматура не нуждаются в замене, новые батареи ставятся на старые сгоны.

Вот порядок наших действий:

  1. Сбрасываем стояк (в системе с нижним розливом — пару стояков) отопления. Найти свои стояки в подвале можно, ориентируясь по лестничным маршам на входе в подъезды;

Парные стояки отопления в доме с нижним розливом.

  1. Откручиваем и сгоняем по резьбам контргайки на подводках;
  2. Очищаем резьбы от старой подмотки;

Между контргайкой и пробкой остается старая подмотка. Ее нужно удалить.

  1. Откручиваем и сгоняем по резьбам проходные радиаторные пробки;
  2. Снимаем радиатор с кронштейнов;

Держите наготове таз. В батарее наверняка останется немного воды и много ила.

  1. Откручиваем и снимаем с подводок старые радиаторные пробки. Они не подходят по резьбам к биметаллическим батареям (32 мм против 25);
  2. Наворачиваем на подводки новые проходные пробки;
  3. Вкручиваем в радиатор глухую пробку и промывочник, предварительно подмотав наружные резьбы;

Нередко радиаторные пробки снабжаются резиновыми или силиконовыми прокладками. Чтобы не замять такую прокладку при вкручивании пробки, нанесите на торец крайней секции немного жидкого мыла.

При необходимости подогните кронштейны: радиатор должен стоять строго горизонтально.

Иногда их приходится заменить. Срезать старые кронштейны проще всего болгаркой. Новые вкручиваются во вставленный в предварительно пробуренное отверстие пластиковый дюбель.

  1. Вкручиваем в нее подмотанные или снабженные прокладками проходные пробки;
  2. Подматываем и затягиваем контргайки. На этом все. Можно выполнять пробный запуск стояка.

Сложно

Как установить новый радиатор с переделкой подводки?

Ключевое отличие от описанного выше сценария — необходимость ручной нарезки резьб.

Это делается так:

  1. Сброшенный стояк перерезается;

Стояки сброшены и перерезаны.

  1. На конце отрезанной трубы напильником или болгаркой снимается фаска под углом около 20-30 градусов к ее оси. Фаска нужна в качестве захода для плашки;
  2. Труба смазывается. Смазка позволит избежать задиров металла и уменьшит необходимое для нарезки резьбы усилие;
  3. Плашка надевается длинным концом держателя на трубу и прижимается к ней с максимально возможным усилием, одновременно вращаясь по часовой стрелке. После того, как нарезана первая нитка резьбы, плашку можно не прижимать;

Придерживайте стояк трубным ключом. При нарезке резьбы можно нарушить герметичность соединения радиатора с подводкой в квартире выше или ниже вашей, а то и вовсе оторвать подводку.

  1. Для установки фитинга (уголка или тройника) нарезается пять ниток резьбы.

Если держатель упирается у поворот трубы или слой краски, после нарезки первой нитки плашку можно перевернуть.

Технология монтажа соединений подводки определяется типом труб:

  • Гофрированная нержавеющая труба вставляется в фитинг с ослабленной накидной гайкой, после чего та затягивается;
  • Медная труба и внутренняя поверхность фитинга шлифуются, обрабатываются флюсом и прогреваются газовой горелкой или строительным феном. Затем в пламя горелки или в поток горячего воздуха вводится пруток припоя, который, плавясь, за счет капиллярного эффекта заполняет зазор между трубой и фитингом;
  • Резьбовые фитинги на оцинковке или черной стальной трубе собираются на сантехническом льне с пропиткой краской.

Подмотка резьбового соединения.

Разметка для крепления

Стандартным местом размещения радиатора считается простенок под оконным проёмом. Согласно СНиП 3.05.01–85 (п. 3.23) батарея со стороны стояка не должна выходить за границу оконного проёма, а совпадение их осей не обязательно. Но чтобы батарея смотрелась в интерьере гармонично, она должна располагаться симметрично относительно вертикальной оси проёма. Поэтому сначала по уровню отбивают эту ось.

Второй шаг — отбивка горизонтального уровня положения батареи и обеспечение соосности при подключении подводок к футоркам.

Но тут есть одна особенность — горизонтальные каналы радиатора должны быть сориентированы строго по уровню, а трубы прямой и обратной подачи должны иметь небольшой уклон относительно хода теплоносителя. Эти углы нужны для уменьшения силы сопротивления потоку и для снижения риска завоздушивания батареи. Значение уклона очень небольшое — 5–10 мм на длину подводки более 50 см (СНиП 3.05.01–85 п. 3.18), а стальные трубы подводки длиной менее 1,5 м к стене не крепятся. И если происходит замена батареи с привязкой к уже существующей разводке, то, например, для однотрубной системы со стояком смещение положения вверх (или вниз) может нивелировать уклон прямой (или обратной) подачи.

Само же положение радиаторов должно обеспечивать выполнение следующих условий:

  • расстояние от пола — более 6 см;
  • расстояние от подоконника — более 5 см;
  • расстояние от стены — более 2,5 см.

Выбор места установки батарей

При монтаже систем отопления, на первом этапе устанавливаются отопительные приборы, укомплектованные запорно-регулирующей арматурой, а после этого начинается прокладка труб. Любая батарея может быть установлена временно и снятой с креплений в момент резки штробы или выполнения других работ.

Поэтому подключение биметаллических радиаторов отопления рекомендуется производить, не снимая упаковочной полиэтиленовой пленки, или же обернув его самостоятельно для защиты от пыли, грязи и возможных повреждений. Снимать пленку можно только при проведении тепловых испытаний системы отопления.

Основные требования к установке секционных батарей приводятся изготовителем в техническом паспорте каждой модели. Однако есть и общие обязательные условия монтажа биметаллических радиаторов отопления:

  • середина радиатора должна совпадать с центром окна, под которым он установлен;
  • верхняя плоскость прибора должна располагаться строго горизонтально;
  • все батареи в помещении должны находиться на одной высоте;
  • расстояние от задней стенки секций до стены — не менее 30 мм и не более 50 мм;
  • расстояния от пола и подоконника до отопительного прибора не должно быть меньше 100 мм.

Последнее условие не определяет высокую установку правильно. Если поднять низ радиатора на высоту более 150 мм, то вероятна возможность недостаточного прогрева нижнего пространства помещения.

Обзор комплекта подключения радиатора футорки

Добрый день, уважаемые читатели. Сегодня мы рассмотрим довольно легкую, но не менее важную тему: » Обзор комплекта подключения алюминиевого радиатора (футорки)»

Что-то писать во вступлении не буду, да и лучше сразу перейти к делу.

Перед нами практически полное подключение (кроме кранов).

— крепления радиаторов с дюбелями

— комплект подключения футорок 4 шт., развоздушник (кран Маевского), заглушка, ключ под развоздушник

Крепление радиатора с дюбелем.

Крепление металлическое покрытое белой краской, что позволит не выделяться на фоне радиатора. Сначало сверлим отверстие в стене, забиваем дюбель, закручиваем крепление в дюбель. В углубление крепления ложится радиатор. Для монтажа радиатора для лучшей фиксации вам понадобится 4 шт. крепления.

В комплекте идет 2 шт. футорки с прокладками. Они также покрашены в белый цвет, чтобы не выделяться. Накручиваются на радиатор без особого труда. Если присмотреться, то на футорке можно увидеть букву «D» — это означает с какой стороны вкручивается футорка. в данном случае «справа».

Все тоже самое с покрытием и применением, что и предыдущая футорка, только здесь уже буква «S» и соответственно подключение «слева».

Заглушка вкручивается в футорку просто, чтобы заглушить если с данной стороны нет подключения. Заглушка закручивается абсолютно во все футорки, будь то левая или правая футорка. Цвет заглушки белый, в комплекте с прокладкой.

Развоздушник или кран Маевского

Функция развоздушника — убирать воздух, который образовался в системе отопления, а точнее в радиаторе. Развоздушник монтируется таким образом, чтобы слив (маленькое тонкое отверстие) было вниз. Когда стравливается весь воздух из радиатора нужно слить еще пару литров воды и соответственно, чтобы вода не брызгала во все стороны, а строго вниз направление должно быть вниз

Обратите внимание на эту монтажную мелочь, как направление отверстия для развоздушивания. Цвет развоздушника белый, прокладка в комплекте

Ключ для развоздушника

Открывать развоздушник можно при помощи специального для этого ключа. Если ключа нет или вы его потеряли, можно воспользоваться обычной плоской отверткой, только не едьте специально за ним на стройрынки. Такие случаи были, когда этот ключ продавался )))

Футорка с заглушкой в сборе (слева), футорка с развоздушником в сборе (справа)

Вот так выглядит футорка в сборе будь то заглушка или развоздушник, либо же идет продолжение подходящей к радиатору трубы.

Подключение алюминиевого или биметаллического радиатора.

Вот схематично показано, как подключается радиатор (батарея). Думаю, что-то пояснять излишне. Все прекрасно показано. В футорку мы подключаем либо шаровый кран с продолжением с трубой, либо заглушку, либо развоздушник. Но в любом случае у нас будет труба подачи в радиатор, труба обратки из радиатора, развоздушник (ставится всегда в верхней части радиатора, заглушка.

Верхняя часть алюминиевого радиатора в разрезе с футоркой

Вот так выглядит вкрученная футорка в радиатор. Как видим футорка достаточно хорошо и глубоко вкручивается в радиатор, что достаточно надежно.

Футорка вкручена в радиатор (подключение снизу)

Здесь мы вкрутили футорку («D»-правая) в цельный алюминиевый радиатор. дабы показать, как она выглядит с этой стороны.

Футорки с первого взгляда очень просто и незначительно, но подбирайте даже эти запчасти с умом. И помните, всегда лучше доверить дело профессионалам, как в плане продажи, так и в плане монтажа.

Спасибо за внимание, скоро подготовим вам еще нужных и интересных статей

Пробка радиатора: выбор, установка и принцип работы

Наверное, только люди, проживающие в экваториальных широтах, не сталкивались в своей жизни с радиаторами отопления. Но и в нашей стране многие достаточно поверхностно представляют себе, что понадобится для установки батареи, да и принцип действия отдельных элементов не всем ясен. Например, как работает пробка радиатора и для его она нужна не каждый сможет ответить.

Набор для установки радиатора отопления

Что понадобится для сборки и установки радиатора отопления

Как правило, батареи приобретаются уже в собранном виде, после чего остается всего лишь установить ее на стену и подключить к подающей и отводящей трубе. Помимо радиатора придется докупить и ряд дополнительных приспособлений.

  • проходная радиаторная пробка (как минимум 2 шт). С двух сторон такого приспособления предусмотрены отверстия с нарезанной резьбой;
  • заглушки, они просто вкручиваются в отопительный прибор для того, чтобы вода не вытекала из радиатора;
  • обязательно нужно будет установить кран Маевского (для спуска воздуха из отопителя);
  • также понадобятся металлические анкеры для установки самих батарей отопления.

Анкер и кронштейн

Обратите внимание! При желании можно нарастить длину радиатора, либо наоборот, снять лишние секции.

В последнее время можно приобрести сразу комплект всех необходимых приспособлений для установки батареи, это намного удобнее, чем докупать все по отдельности. К тому же в таком случае можно подобрать цвет перечисленных компонентов, соответствующий цвету радиатора отопления.

Также при покупке комплекта не будет проблемы с несовместимостью материалов. Например, пробки для чугунных радиаторов отопления, как правило, также подбираются чугунные (хотя допускается использование стали). Но вот в случае с медными батареями чугун использовать уже нельзя, так что при покупке нужно учитывать и совместимость материалов.

Таблица совместимости металлов

Обратите внимание!Сочетание материалов основывается на риске возникновения эффекта гальванической коррозии.

Некоторые металлы могут образовывать гальваническую пару, в таком случае радиаторная чугунная пробка может превратиться в катод, а металл трубы в анод, это не лучшим образом скажется на долговечности радиатора.

Выбор и установка пробки

Радиаторная пробка – один из простейших элементов, которые используются при монтаже батарей отопления. Тем не менее, недостаток внимания на этой этапе может обернуться большими проблемами в будущем.

Выбор и принцип работы устройства

Особых сложностей на этом этапе возникнуть не должно, ведь все заглушки для радиаторов однотипные, а основные отличия заключаются в размерах, типе резьбы и т.д. Да и принцип работы пробки радиатора один и тот же.

При выборе нужно учитывать:

  • сочетание материалов (металл радиатора + металл самого элемента). При покупке комплекта вместе с батареей ошибки гарантированно не будет. Например, радиаторная чугунная проходная пробка – не лучший вариант для медных труб;
  • тип резьбы, здесь все зависит от того, с какой стороны батареи она будет устанавливаться. Если с левой, то и резьба нужна левая, с правой стороны – правосторонняя резьба;
  • тип, проходная либо глухая, которая используется просто для перекрытия отверстия в торце батареи;

На фото – проходная модель

  • эстетическая сторона вопроса также играет не последнюю роль;
  • также внимание нужно обратить на диаметр резьбы подводящей и отводящей трубы. В этом случае пробки для радиаторов отопления играют роль переходников, распространены диаметры от 1/2 до 1,0 дюйма.

В состав комплекта для установки батареи может входить 4 проходные пробки (могут встречаться под названием футорка, то есть играют роль переходника с одного диаметра на другой), 2 кронштейна для подвешивания батареи на стену и пластиковые анкеры, которые нужны для установки кронштейнов. Также в комплект входят 2 заглушки или 1 заглушка + кран Маевского, его также можно установить своими руками.

В состав этого комплекта входит все, что нужно

Что касается принципа действия, то они могут выполнять всего 2 функции:

  • перекрывать путь теплоносителю, для этого в футорку либо в отверстие на секции радиатора просто вкручивается заглушка;
  • работать как переходник с одного диаметра на другой. Для удобства соединения с радиатором и трубами отопления в футорках предусмотрена резьба с двух сторон, с одной стороны внешняя, с другой – внутренняя.

Модели с разной резьбой

Установка батареи отопления

Установка в отопительный прибор выполняется в последнюю очередь, сперва нужно надежно закрепить его на стене.

Инструкция к выполнению работ выглядит так:

  • сперва собирается нужное число секций радиатора отопления. Так как используется резьбовое соединение отдельных секций, то для большей герметичности стыка использовать можно либо промасленную паклю, либо ФУМ ленту;
  • затем под окном выбирается место для размещения радиатора с выдерживанием рекомендованных расстояний до подоконника и стен. В стене делаются отверстия под кронштейны, затем в них вбиваются пластиковые вставки и уже в них вставляются металлические держатели;

Рекомендации по размещению батареи

Обратите внимание!В верхнем углу батареи имеет смысл установить в футорку кран Маевского для ручного спуска воздуха из отопителя.Цена такого устройства копеечная, зато греть батарея будет всей поверхностью.

Для того, чтобы воздух можно было удалить без проблем, рекомендуется сделать небольшой уклон батареи (в пределах нескольких градусов).

  • после этого можно переходить к подключению радиатора к системе, предварительно установив заглушки. Что же касается того, чем закручивать пробки в радиаторах отопления, то можно использовать любой ключ, ведь их корпус специально имеет форму шестигранника, что сильно облегчает монтаж;

Лучше использовать пластиковый инструмент

  • при этом нужно не перетянуть соединение, иначе может повредиться резьба или даже корпус. Микротрещина может оказаться невидимой на этапе установки, но под действием давления горячая вода станет просачиваться через нее, а ремонт отопления зимой – занятие не из приятных;
  • после установки пробок к ним подключаются подводящий/отводящий трубопроводы, устанавливается кран Маевского в верхней части и заглушка – в нижней. Можно переходить к проверке герметичности стыков, для чего достаточно заполнить систему водой и понаблюдать, не просачивается ли где-либо вода.

Разборка биметаллических и алюминиевых секционных изделий

Чтобы отсоединить радиатор от системы и снять его с места крепления, необходимо выполнить следующее:

  1. Остановить циркуляцию воды и сбросить давление.
  2. Если батарея отопления горячая, нужно подождать пока она остынет, а затем отсоединить от системы. Для этого нужно открутить соединительные муфты на входе и выходе.
  3. Отодвинуть муфту от радиатора по трубе снять устройство с кронштейнов.
  4. Слить оставшуюся воду и положить изделие на место разборки лицевой стороной вверх.
  5. Вытянуть и сразу промыть фильтр, чтобы загрязнения на нем не засохли.

Разборка биметаллических и алюминиевых секционных изделий

На следующем этапе радиатор разбирается на отдельные секции. Чтобы избежать повреждений во время работы, необходимо разобраться в какую сторону нужно крутить ниппель-гайку. Этот элемент представляет собой кольцеобразную гайку с внешней резьбой и пазами внутри с обеих сторон. При этом на одной гайке есть и правая и левая резьба. Если ее откручивать, то соседние секции батареи будут равномерно раздвигаться, а при закручивании – стягиваться.

Обычно производители делают отметки на лицевой стороне заглушек и футорок, которые обозначают направления резьбы. О обозначает правостороннюю резьбу, «S» – левостороннюю. Для точного определения направления движения, рекомендуется взять свободную ниппель-гайку и попробовать наживить ее на резьбу в радиаторе. Определившись, в какую сторону она закручивается, станет понятно, куда вращать ключ, чтобы разъединить секции.

Важно!Если ниппель-гайку крутить не в ту сторону, можно легко сорвать резьбу и на ней и на батарее отопления

Определившись с направлением резьбы, вставьте ниппельный ключ в радиатор и продвиньте к нужной гайке. Сделать это помогут насечки на инструменте. Когда он будет находиться в пазах, вставьте в отверстие с другой его стороны рычаг. Чтобы сдвинуть гайку с места потребуется приложить усилие. Позовите помощника, чтобы он зафиксировал радиатор на одном месте.

Ремонт биметаллических радиаторов

Когда гайка продвинется на половину оборота, переходите на другую сторону, чтобы открутить вторую, и выполните такие же действия. Убедившись, что обе гайки вращаются без прикладывания большой физической силы, постепенно откручивайте то одну, то другую сторону, продвигаясь на 5-7 мм.

Прокладка между секциями радиатора

После разъединения заберите металлические прокладки, которые были между секциями. Если они находятся в хорошем состоянии, то их можно будет установить назад при сборке, если в плохом, то используйте их в качестве образца для покупки новых. Силиконовые прокладки нужно менять обязательно.

Какие радиаторные пробки лучше использовать при монтаже радиаторов отопления

Радиаторы отопления можно назвать самым известным оборудованием, так как практически каждый человек сталкивался с ним. Однако не все понимают, что необходимо для установки такого на первый взгляд простого прибора и как работают его составляющие элементы. В частности речь идет пробке радиатора, про которую, скорее всего, знают не многие.

Основные элементы для монтажа радиатора

В большинстве случаев радиаторы продают в собранном виде, для работы прибор необходимо только зафиксировать на стене и подключить к системе отопления. Однако помимо этого потребуется приобрести дополнительные приспособления. К ним относится следующее:

  • Проходная пробка для чугунного радиатора в количестве не менее 2 штук. Приспособление имеет отверстия с обеих сторон, в которых нарезана резьба.
  • Заглушки, вкручивающиеся в корпус радиатора для предотвращения утечки теплоносителя.
  • Краны Маевского для спуска воздуха из отопительного прибора.
  • Приспособления для установки радиаторов, это могут быть металлические анкеры или специальные кронштейны.

Количество секций радиатора определяется потребностью в тепловой энергии, поэтому длина прибора отопления наращивается или укорачивается.

Современные специализированные магазины предлагают радиаторы и полный комплект приспособлений для их установки. Это позволяет подобрать элементы одного цвета в соответствии с цветом отопительного прибора. Кроме того в этом случае имеется возможность подобрать максимально совместимые материалы. К примеру, если батарея сделана из чугуна, то и пробки должны быть чугунными. Не рекомендуется использовать пробку для чугунного радиатора на медных приборах отопления.

Из-за высокого риска возникновения эффекта гальванической коррозии очень важно учитывать сочетание материалов. Кроме того отдельные металлы склонны к образованию гальванической пары, в этом случае чугунная пробка для радиатора становится катодом, а материал, из которого изготовлена труба, превращается в анод. В результате срок службы отопительного прибора существенно сокращается.

Правила выбора и монтажа пробок

Самым простым элементом, используемым при установке и сборке радиаторов, можно назвать алюминиевую пробку для радиаторов отопления. Но даже простейшее приспособление требует особого внимания, в противном случае при эксплуатации могут возникнуть большие проблемы.

Процесс установки радиаторной пробки нельзя назвать сложным, так как практически все они производятся одного типа, различными могут быть размеры или тип резьбы. Работают такие приспособления также по одному принципу.

Выбирая пробку для радиатора, важно учесть следующие моменты:

  • Материалы радиатора и пробки должны обязательно сочетаться.
  • Резьба пробки должна иметь определенный тип. Например, для установки с левой стороны батареи рекомендуется использовать левостороннюю резьбу, а с правой стороны устанавливается пробка радиатора отопления с правой резьбой.
  • Отверстие в радиаторе может перекрываться глухой или проходной пробкой.
  • Приспособление должно иметь эстетичный вид и соответствовать по цвету с отопительным прибором.
  • Большое значение имеет диаметр резьбы в чугунной батарее на входе и выходе, пробки могут использоваться в качестве переходных элементов.

Чаще всего батарея укомплектовывается следующими приспособлениями:

  • Пробки проходные для радиаторов в количестве 4 штук.
  • Кронштейны для установки отопительного прибора и пластиковые анкеры для установки самих крепежных элементов. Для радиатора стандартных размеров требуется по 2 кронштейна и анкера.
  • Заглушка и кран Маевского. Иногда второй элемент заменяют еще одной заглушкой.

По принципу действия пробки делятся на два вида. В первом случае они просто перекрывают путь теплоносителю, другими словами выполняют функцию заглушки. Второй вид является переходником с одного диаметра на другой. В этом случае пробка с одной стороны имеет внешнюю резьбу, с другой стороны – внутреннюю.

Процесс установки пробки

Прежде чем установить пробку для алюминиевого радиатора, следует надежно зафиксировать отопительный прибор на стене.

В целом можно придерживаться следующей инструкции:

  • Вначале выполняют сборку отдельных секций в единый прибор отопления, количество секций подбирается индивидуально для каждого случая. При соединении элементов пользуются ФУМ лентой, позволяющей достичь максимальной герметичности.
  • Далее выбирают место, где будет располагаться радиатор, чаще всего их устанавливают под окном. При этом очень важно придерживаться рекомендованных расстояний от стены, пола и подоконника.
  • Затем в стене делают отверстия с помощью специальных инструментов, забивают в них пластиковые анкеры и вкручивают металлические кронштейны. На них навешивают радиатор.
  • Теперь можно устанавливать пробки для биметаллических радиаторов, тем более что сложности в этом процессе нет. Их корпус выполнен в форме шестигранника, это позволяет использовать для закручивания любой ключ. Не следует сильно затягивать пробку, чтобы не повредить резьбу или корпус. В процессе закручивания может образоваться невидимая микротрещина, в которую может протекать вода под давлением. Кроме этого ремонт батарей в зимнее время никому не доставляет удовольствия.
  • После того как пробки будут установлены, можно подключать входящий и выходящий трубопровод. Параллельно устанавливают кран Маевского в верхнее отверстие радиатора, а заглушкой закрывают нижнее отверстие. Стоит отметить, что приспособление для спуска воздуха стоит недорого, а эффективность отопления повышается в значительной степени. Чтобы воздух легче выходил из системы, приборы отопления устанавливают с небольшим уклоном, в несколько градусов.
  • Проводят тестирование отопительных приборов и мест соединений. Для этой цели в систему наливают жидкость и осматривают проблемные места.

Общие рекомендации

Опытные мастера и профессионалы рекомендуют принять во внимание следующие моменты:

  • При использовании пробки чугунной радиаторной на отопительных приборах следует проявлять осторожность. Дело в том, что чугун легко поддается сжатию, но считается довольно хрупким материалом. Поэтому даже слабое механическое воздействие или удар о твердую поверхность может стать причиной образования микротрещин. Что касается стальных изделий, то они в этом плане более надежны.
  • При изучении материалов по сборке и установке отопительных приборов встречаются рекомендации по использованию обычной краски для более герметичных соединений. В какой-то степени эти утверждения верны, однако следует учесть, что такие соединения имеют не очень привлекательный внешний вид, а при их разборке можно столкнуться с определенными трудностями. Важно понимать, современные отопительные приборы и их дополнительные приспособления не требуют окрашивания.

Выбрать и установить радиаторные пробки не сложно, но необходимо подойти к этому процессу достаточно ответственно. Очень важно подобрать сочетающиеся материалы, правильно определить тип резьбы и размеры пробки, а также ее назначение. Соблюдая рекомендации профессиональных мастеров, можно избежать множества проблем в процессе эксплуатации отопительной системы, включая батареи и радиаторы.

Оцените статью