Оценка современного состояния систем водоснабжения

Оценка эксплуатационных качеств систем водоснабжения.
Инструмент для успешного проведения реформы ЖКХ

Успешное реформирование ЖКХ возможно только при условии, что степень достижения главной цели реформы – улучшения качества предоставляемых услуг – будет иметь конкретную количественную оценку. Например, при заключении договоров между потребителями (жителями) и управляющей компанией, эксплуатирующей внутренний водопровод, должны быть определены количественные показатели (шкала), по которым можно определить уровень качества водоснабжения, степень выполнения принятых обязательств и обоснованность затрат на обеспечение предоставляемого качества водоснабжения.

Несмотря на внешнюю простоту такого подхода, его практическая реализация весьма затруднительна. В первую очередь это вызвано тем, что в сложившейся системе эксплуатации систем водоснабжения управляющие эксплуатационные организации, взаимодействующие с потребителем воды (населением, арендаторами и т. д.), не являются производителями питьевой воды, качество которой количественно определяется нормативами (СанПиН, ГОСТ, СНиП) и может быть измерено и проверено тем или иным способом. Эти службы не создают водопроводные сети и оборудование, не занимаются водозабором и подготовкой воды. Их функции сводятся к обеспечению бесперебойного функционирования уже созданных систем, минимизации непроизводительных (бесполезных) потерь воды, рациональному использованию энергетических ресурсов и возможному сокращению экологического риска, вызываемого авариями в системах.

Поэтому целесообразно систему водоснабжения разделить на две части: головные сооружения (ГС), добывающие и перерабатывающие природную воду с помощью сложных физических, химических и био-технологий в жизненно важный продукт питания – питьевую воду (производящие товар), и систему подачи и распределения воды (СПРВ), оказывающую услуги по доставке товара (питьевой воды).

Эксплуатация СПРВ разделяется на эксплуатацию наружных систем подачи и распределения воды (ЭНСПРВ), обеспечивающую оптовые поставки воды, и эксплуатацию внутридомовых систем (ЭВСПРВ), которая поддерживает внутренние водопроводы в работоспособном состоянии и продает питьевую воду в розницу многочисленным потребителям и в первую очередь основной производящей силе общества – населению.

Читайте также:  Договор теплоснабжения для отопления

Количественные критерии качества работы ЭВСПРВ, собранные в отдельном документе для оценки потребителем и контролирующими организациями эффективности их работы отсутствуют.

Можно попытаться разработать эти критерии, обобщив и систематировав имеющиеся нормативные данные по отдельным звеньям и элементам системы водоснабжения, но даже беглый обзор разнообразных, зачастую неподдающихся реальной проверке (например, количество циклов работы запорной арматуры) требований СНиПов, СанПИНов, ГОСТов и других нормативных документов, позволяет утверждать, что практическое использование этих документов будет крайне затруднительным. Кроме того, каждая система водоснабжения по-своему уникальна, работает в свойственных только ей внешних условиях и гидравлических режимах, поэтому использование усредненных нормативных требований к эксплуатации конкретной системы, не позволят найти взаимопонимание между потребителями и управляющими эксплуатационными организациями.

Поэтому критерии качества работы ЭВСПРВ должны базироваться на теоретических исследованиях режимов их работы, эксплуатации, влияния на природные водные источники и экологию, которые свяжут разрозненные показатели современных нормативов в единую систему.

Во многих отраслях научной и производственной деятельности для принципиального понимания степени «полезности» функционирования сложных систем всеми заинтересованными сторонами успешно используется теория надежности. По определению, надежность – это свойство объекта выполнять свои функции в течение заданного промежутка времени с сохранением заданных эксплуатационных показателей. Для эксплуатации систем водоснабжения это можно сформулировать как свойство:

– обеспечивать потребителей водой в необходимом объеме и с требуемым качеством при заданных потерях воды, энерго- и трудозатратах на ее подачу;

– воздействовать в допустимых пределах на компоненты окружающей среды (например, при перекладке участков наружных сетей) в течение срока действия договора между потребителями и управляющей организацией. При этом, естественно, срок действия договора должен быть соизмерим со средним сроком службы систем.

Временная диаграмма процесса функционирования системы водоснабжения

Во времени функционирование системы состоит из интервалов исправной работы и сбоев, определяемых нарушением водоснабжения или эксплуатационных требований к системе (рис. 1). Поэтому проще оценивать количественно эксплуатационную надежность систем водоснабжения через коэффициент готовности, определяющий долю времени «нормального» функционирования системы за контрольный срок действия договора:

где Тр – время нормального функционирования системы;

Тв – продолжительность нарушений в системе.

Использование коэффициента готовности (равно как и других общеизвестных показателей надежности, например, вероятности безотказной работы, интенсивности отказов и т. п.) для оценки эксплуатационной надежности систем водоснабжения может дать положительный результат только на первой стадии формирования отношений между потребителями и управляющей эксплуатационной организацией (ЭВСПРВ), когда важна лишь сама возможность оценки качества эксплуатации, без учета множества особенностей. Например, нарушение подачи воды может быть полным или незначительным. Это может относиться к одному потребителю или какой-то их группе и т. д. Кроме того, экономическое обоснование эксплуатационных мероприятий на основании коэффициента готовности возможно только в общем виде.

Более дифференцированная оценка качества эксплуатации систем водоснабжения может быть получена с использованием преобразованного коэффициента готовности:

где Т – расчетное время (срок действия договора);

N – общее число потребителей в системе;

ni – число потребителей, у которых отмечено нарушение водоснабжения в течение времени t0,i;

j – общее число нарушений в водоснабжении.

Аргументом в пользу преобразованного коэффициента готовности является тот факт, что схожий показатель используется для оценки надежности энерго-систем в США. Однако и в таком виде коэффициент готовности (и, соответственно, его производная – эксплуатационные расходы) не отвечают на следующие вопросы: насколько успешно и рационально осуществляется эксплуатация системы, какие есть резервы для повышения качества водоснабжения и снижения издержек, связанных с ним. И самое главное – как разработать и оптимизировать стратегию эксплуатации системы, начиная с нынешнего ее состояния.

Ответить на поставленные вопросы может новый подход к эксплуатации системы на основе управления потенциальными отказами и экологическими рисками системы водоснабжения организационными методами (оптимизация ремонтных стратегий, мониторинг систем и т. п.), разработанный в Московском государственном строительном университете.

В общем виде методика управления качеством эксплуатации состоит из следующих этапов.

1. Определяется степень нарушения водоснабжения, экологический риск и энергетические издержки при возникновении отказа в системе по следующим параметрам (рис. 2):

Оценка уровня эксплутационной надежности систем водоснабжения показателями величины, продолжительности и частоты нарушения работоспособности

– величина нарушения (отклонение параметров, возмущающее воздействие и т. п.);

– частота повторения подобных отказов на заданном промежутке времени. Между указанными параметрами устанавливается функциональная взаимосвязь как непосредственная, так и косвенная. Например, увеличение частоты возникновения отказов в системе влечет за собой увеличение производственной нагрузки на эксплуатационные подразделения, выполняющие аварийные ремонты. Это в свою очередь приводит к увеличению времени ожидания начала восстановительных работ и, соответственно, к увеличению продолжительности отказа. Каждому параметру отказа ставятся в функциональное соответствие экологические и экономические показатели, например, потери воды, вызванные утечками. Одновременно рассматриваются альтернативные варианты организационного управления отказами. В частности, увеличение мощности аварийного подразделения приведет к снижению потерь воды, но потребует дополнительных затрат на содержание персонала.

Полученные результаты позволяют дифференцированно оценивать качество эксплуатации системы на основе преобразованного коэффициента готовности, а также рассчитывать материальные издержки, связанные с возникшими отказами.

2. На этом этапе разрабатываются возможные стратегии выполнения эксплуатационных мероприятий, определяются их регулируемые параметры и выполняется вариантный расчет влияния эксплуатационных мероприятий в тех или иных условиях на качество водоснабжения, экологический риск при эксплуатации системы и все общественно значимые материальные затраты, связанные с эксплуатацией системы по рассматриваемой стратегии. Например, хорошо известная система планово-предупредительных ремонтов (ППР) предусматривает ремонты, устраняющие физический износ оборудования системы, выполняемые с определенной периодичностью и непредвиденные ремонты, восстанавливающие работоспособность оборудования и участков системы без изменения их физического износа, в случае аварий.

Графическое представление зависимости частоты отказов от соотношения межремонтного периода и среднего срока службы для строго периодических плановых ремонтов и минимальных аварийных

Для подобной стратегии ремонтов параметр отказов – частота, а также обобщающий экономический показатель – интенсивность эксплуатационных затрат (вся совокупность затрат, связанных с эксплуатацией, в единицу времени) зависит от назначенного межремонтного срока (рис. 3). Подобные зависимости, разработанные для большинства практически используемых стратегий эксплуатации систем водоснабжения позволяют, во-первых, оценить качество эксплуатации и материальные затраты, связанные с его обеспечением, при существующей эксплуатационной стратегии и, во-вторых, наметить пути оптимизации соотношения качества и связанных с ним затрат (рис. 4).

Экономически оптимальный межремонтный период при различных соотношениях затрат, связанных с плановыми и аварийными эксплуатационными ситуациями и относительной стоимостью плановых ремонтов

3. Заключительный этап управления качеством эксплуатации подразумевает пошаговую оптимизацию системы управления.

Оценив параметры отказов, а также величину экологического риска и непроизводительных потерь в сложившихся условиях, можно определить, при каких стратегиях эксплуатации системы водоснабжения будут достигнуты наилучшие показатели. Но для их реализации могут потребоваться принципиальные изменения в структуре эксплуатационных предприятий, финансовой деятельности. В современных условиях большая часть неисправностей оборудования устраняется в аварийном порядке. В то же время, как показали исследования, наилучшие показатели качества эксплуатации и экономической эффективности в большинстве случаев обеспечивают стратегии с различными вариантами плановых ремонтов. Чтобы выполнить переход к ним, потребуются, хотя бы на начальном этапе, дополнительные материальные средства.

Несмотря на значительные материальные издержки современных эксплуатационных действий, изъять часть средств из них на внедрение плановых мероприятий нельзя, поскольку эффект от реализации оптимальных стратегий будет получен не мгновенно, а через определенное время. Уменьшение вложений в аварийные службы на этом этапе однозначно приведет к ухудшению качества эксплуатации и экологической безопасности. Только когда в результате применения оптимальных стратегий эксплуатации будет достигнуто реальное снижение непроизводительных расходов ресурсов, уменьшение загрузки аварийных служб и, соответственно, снижение объемов их финансирования, за счет высвободившихся средств можно интенсифицировать внедрение оптимальных стратегий эксплуатации.

Для обоснования механизма перераспределения средств без ухудшения качества эксплуатации систем водоснабжения на каждом этапе внедрения оптимальных стратегий эксплуатации, а также для инвестирования их на начальном этапе, разработана методика, определяющая экономический эффект от внедрения по завершению каждого этапа, показатели качества эксплуатации в этот момент, а также дальнейшее направление материальных вложений.

Выводы

1. Эксплуатационные качества систем водоснабжения должны базироваться на требованиях потребителя и охраны окружающей среды.

2. Эти требования должны быть изложены в одном документе, который будет использоваться для оценки качества работы эксплуатирующих (управляющих) организаций.

3. Предложена методика управления эксплуатирующей организацией, позволяющая оптимизировать ее работу для достижения заданного качества эксплуатации.

ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМ ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ

Обеспеченность водными ресурсами на душу населения в Республике Беларусь (5,8 тыс. м3) близка к среднеевропейским (4,2 тыс. м3), но при этом значительно выше, чем в соседних странах – Польше и Украине (1,7 тыс. м3). Общие поверхностные водные ресурсы республики составляют 58 км3, причем 34 км3 формируется в пределах республики.

Питьевое обеспечение населения Беларуси производится в основном из подземных источников, что позволяет получать хорошую, качественную воду. Ресурсы пресных подземных вод оцениваются по территории республики в 49,6 млн. м3/сутки. Разведано 264 месторождения с общими запасами более 6 млн. м3/сутки. Разрабатывается 158 месторождений, годовой отбор из которых составляет порядка 2,5 млн. м3/сутки.

Согласно доклада ООН/ПРООН «Показатели развития человека» Беларусь входит в группу из 34 стран, население которых имеет 100-процентный устойчивый доступ к улучшенным источникам воды (по количеству, качеству и близости нахождения источников воды).

В Республике Беларусь в 2008 году удельное потребление воды составило 160-180 литров на 1 чел./сутки (4,8-5,4 м3/месяц) и приближается к показателям развитых европейских стран (в Германии, Франции, Швеции этот показатель 130-180 литров на 1 чел./сутки или 4-5,5 м3/месяц).

В настоящее время услуги по водоснабжению и канализации в Республике Беларусь оказывают 1460 организаций, из них 144 организаций системы Минжилкомхоза. При этом на долю организаций жилищно-коммунального хозяйства приходится более 85% объема оказываемых услуг.

Количественные и технические показатели систем водоснабжения и водоотведения в жилищно-коммунальном хозяйстве (по состоянию на 1.01.2010 г.):

· установленная мощность водопровода 4,6 млн. м3/сутки;

· имеются 8890 артезианских скважин, 384 станции обезжелезивания, 788 водопроводных насосных станций;

· одиночная протяженность водоводов и водопроводной сети 31,1 тыс. км;

· установленная мощность канализации 3,4 млн. м3/сутки;

· имеются 2450 канализационных насосных станций, 1250 очистных сооружений канализации;

· одиночная протяженность коллекторов и канализационной сети 15,2 тыс. км.

В республике завершается реализация второго этапа Государственной программы «Чистая вода» на 2006 – 2010 годы и к концу 2010 года состояние водопроводно-канализационного хозяйства будет характеризоваться следующими показателями:

· обеспеченность населения централизованным водоснабжением – 86% (8,3 млн. человек из 9,7 млн. человек), в том числе сельского – 57% (1,4 млн. человек из 2,5 млн. человек);

· обеспеченность систем питьевого водоснабжения сооружениями обработки воды – 83%;

· обеспеченность населения централизованными и местными системами хозяйственно-бытового водоотведения – 74% (7,1 млн. человек), в том числе сельского – 30% (0,7 млн. человек).

По сравнению с 2004 годом обеспеченность населения централизованным водоснабжением увеличилась на 6%, системами хозяйственно-бытового водоотведения на 12%, обеспеченность систем питьевого водоснабжения сооружениями обработки воды возросла на 18%.

Несмотря на значительный объем работ по развитию централизованного водоснабжения и водоотведения, остаются следующие проблемы:

1. недостаточный уровень обеспеченности централизованным водоснабжением населения, особенно в сельской местности – централизованным водоснабжением не обеспечено около 1,4 млн. человек, в том числе 0,3 млн. человек городского и 1,1 млн. человек сельского населения;

2. недостаточный уровень обеспечения населения качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения из-за отсутствия сооружений по очистке воды от железа – около 2 млн. человек используют воду с содержанием железа выше санитарной нормы 0,3 мг/л;

3. несоответствие качества воды источников нецентрализованного водоснабжения из-за несоблюдения норм их санитарной охраны и эксплуатации. В настоящее время нецентрализованными источниками водоснабжения пользуются 1,4 млн. человек, основную часть которых составляет сельское население – 1,1 млн. человек. Из находящихся под контролем учреждений госсаннадзора 42,6 тыс. общественных источников нецентрализованного водоснабжения около 11% источников не соответствуют санитарным требованиям: около 40% исследованных проб по санитарно-химическим и около 16% по микробиологическим показателям. Основное несоответствие нормативам по санитарно-химическим показателям зарегистрировано по содержанию нитратов (40% от нестандартных проб), общей жесткости (13%), органолептическим свойствам (10%), содержанию железа (8%), аммиака (2%). Несоответствие качества воды в шахтных колодцах связано как с сельскохозяйственной деятельностью (внесение органических и минеральных удобрений), так и с нарушением санитарно-гигиенических правил при размещении, оборудовании и эксплуатации колодцев;

4. высокий физический износ сетей водопровода и канализации из-за недостаточного объема их замены – по своему техническому состоянию в замене нуждается около 8% водопроводных (2,5 тыс. км) и 5% канализационных (0,7 тыс. км) сетей, потери и неучтенные расходы воды в системах подачи и распределения составляют 22% (150 млн. м3 воды в год);

5. высокий физический износ очистных сооружений канализации, отсутствие на них современных технологий и оборудования для очистки сточных вод, в том числе от биогенных элементов (азота и фосфора), автоматизации и диспетчеризации технологических процессов. Эксплуатируемые в настоящее время очистные сооружения канализации в большинстве своем были построены в 70-х годах прошлого века и требуют проведения комплексной реконструкции и модернизации, в первую очередь в районных центрах. Кроме того, за последние 10 лет организациями ЖКХ было принято от сельскохозяйственных и других организаций в сельской местности 2,9 тыс. км канализационных сетей, более 700 очистных сооружений канализации, 1080 канализационных насосных станций, как правило, в неудовлетворительном техническом состоянии. Первоочередные работы по приведению переданных объектов в удовлетворительное состояние проведены, однако большинство объектов требует реконструкции и модернизации;

6. сброс в централизованные системы водоотведения недостаточно очищенных производственных сточных вод вследствие несовершенства технологий очистки и неудовлетворительного уровня эксплуатации действующих локальных очистных сооружений производственных сточных вод, особенно в части организаций молочной промышленности.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ

Основной целью Государственной программы является решение важнейших социальных и экологических проблем – обеспечение качественной питьевой водой и улучшение условий проживания населения, а также создание благоприятной окружающей среды за счет:

· повышения обеспеченности населения республики централизованным водоснабжением с нормативным качеством воды;

· обеспечения централизованным водоснабжением и качественной питьевой водой всего населения агрогородков;

· повышения надежности работы систем водоснабжения и водоотведения и снижения потерь воды из систем подачи и распределения;

· реконструкции и модернизации очистных сооружений канализации и снижения воздействия на окружающую среду.

Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:

1. В области централизованного водоснабжения населения городов и городских поселков

Для обеспечения нормативным качеством воды (0,3 мг/л) около 950 тыс. человек, проживающих в городах и городских поселках, необходимо построить и реконструировать 84 станции обезжелезивания (в том числе завершить 16 объектов Государственной программы «Чистая вода» на 2006-2010 годы), 367 км водоводов и водопроводных сетей. Для этого необходимо 358 млрд. рублей в ценах 2010 г.

Запланировано осуществить поэтапный перевод г. Минска на водоснабжение из подземных источников (на этап до 2016 года необходимо направить 311 млрд. рублей), а также ввести в эксплуатацию 11 объектов, включенных в проект «Развитие систем водоснабжения и водоотведения», финансируемого за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития.

2. В области централизованного водоснабжения сельского населения

В настоящее время на селе централизованным водоснабжением пользуется около 1,4 млн. человек из 2,5 млн. проживающих. В том числе в населенных пунктах, преобразуемых в агрогородки, проживает около 1,16 млн. человек или 45% всего сельского населения. Из них системами централизованного водоснабжения имеет возможность пользоваться около 890 тыс. человек или 77%.

Для обеспечения нормативным качеством воды (0,3 мг/л) более 1 млн. человек, проживающих в агрогородках, потребуется строительство 771 станции обезжелезивания.

Чтобы обеспечить всех жителей агрогородков централизованным водоснабжением к 2016 году необходимо в соответствии с одобренным Главой государства комплексом мер по эффективному решению вопросов обеспечения агрогородков холодной и горячей водой (поручение Президента Республики Беларусь от 19.11.2008 г. № 40/23) построить 2035 км водопроводных сетей и 476 артезианских скважин.

Для реализации данной задачи необходимо 783 млрд. рублей.

3. Повысить надежность работы систем водоснабжения и водоотведения и снизить потери воды при ее подаче и распределении

В 2006 – 2009 годах произведена замена 686 км водопроводных и 178 км канализационных сетей и водоводов, что составляет соответственно 28% и 22% нуждающихся в замене сетей.

Для повышения надежности работы систем водоснабжения и водоотведения, снижения потерь воды из сетей водопровода запланированы мероприятия по перекладке нуждающихся в замене 960 км водопроводных и 135 км канализационных сетей и водоводов, для чего предусмотрено 436 млрд. рублей.

4. В области водоотведения

Для улучшения качества очистки сточных вод, снижения сброса загрязняющих веществ в водные объекты, снижения загрязнения грунтовых вод от полей фильтрации необходимо продолжить строительство и реконструкцию очистных сооружений, насосных станций и канализационных сетей в городских и сельских населенных пунктах, в том числе в агрогородках.

В первоочередном порядке требуется построить, реконструировать и модернизировать 227 очистных сооружений канализации (92 очистных сооружения в городских и 135 в крупных сельских населенных пунктах), 228 канализационных насосных станций, 456 км коллекторов и канализационных сетей. Для этого необходимо 917 млрд. рублей.

Кроме того, необходимо завершить 11 объектов водоотведения действующей программы «Чистая вода» на 2006-2010 годы и ввести в эксплуатацию 12 объектов, включенных в проект «Развитие систем водоснабжения и водоотведения», финансируемого за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития.

С целью повышения уровня эксплуатации действующих локальных очистных сооружений промышленных организаций, а также для уменьшения нагрузки на коммунальные очистные сооружения в Государственной программе предусмотрены мероприятия по строительству и реконструкции локальных очистных сооружений 27 промышленных организаций. Затраты составят 147 млрд. рублей.

Оцените статью