Исполнительная документация
Какие бывают категории обеспеченности подачи воды ?
Категории обеспеченности подачи воды.
7.4 Централизованные системы водоснабжения по степени обеспеченности подачи воды подразделяются на три категории:
Первая категория. Допускается снижение подачи воды на хозяйственно-питьевые нужды не более 30 % расчетного расхода и на производственные нужды до предела, устанавливаемого аварийным графиком работы предприятий; длительность снижения подачи не должна превышать 3 сут. Перерыв в подаче воды или снижение подачи ниже указанного предела допускается на время выключения поврежденных и включения резервных элементов системы (оборудования, арматуры, сооружений, трубопроводов и др.), но не более чем на 10 мин.
Вторая категория. Величина допускаемого снижения подачи воды та же, что при первой категории; длительность снижения подачи не должна превышать 10 сут. Перерыв в подаче воды или снижение подачи ниже указанного предела допускается на время выключения поврежденных и включения резервных элементов или проведения ремонта, но не более чем на 6 ч;
Третья категория. Величина допускаемого снижения подачи воды та же, что при первой категории; длительность снижения подачи не должна превышать 15 сут. Перерыв в подаче воды при снижении подачи ниже указанного предела допускается на время не более чем на 24 ч.
Объединенные хозяйственно-питьевые и производственные водопроводы населенных пунктов при численности жителей в них более 50 тыс. чел. следует относить к первой категории; от 5 до 50 тыс. чел. — ко второй категории; менее 5 тыс. чел. — к третьей категории.
Категорию сельскохозяйственных групповых водопроводов следует принимать по населенному пункту с наибольшей численностью жителей.
При необходимости повышения обеспеченности подачи воды на производственные нужды промышленных и сельскохозяйственных предприятий (производств, цехов, установок) следует предусматривать локальные системы водоснабжения.
Проекты локальных систем, обеспечивающих технические требования объектов, должны рассматриваться и утверждаться совместно с проектами этих объектов.
Категорию отдельных элементов систем водоснабжения необходимо устанавливать в зависимости от их функционального значения в общей системе водоснабжения.
Элементы систем водоснабжения второй категории, повреждения которых могут нарушить подачу воды на пожаротушение, должны относиться к первой категории.
Источник: СП 31.13330.2012 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения (можно скачать здесь ).
Смотрите состав исполнительной в разделе: «Состав исполнительной»
Скачивайте акты, протокола и другое в разделе: «Акты и прочее»
Скачивайте полезные книги, ГОСТы, СнИПы в разделе: «ГОСТы и книги«
Категории централизованных систем водоснабжения по СП 31.13330
Согласно п. 7.4 СП 31.13330.2012 централизованные системы водоснабжения по степени обеспеченности подачи воды подразделяются на три категории:
- 1 категория (первая категория).
- 2 категория (вторая категория).
- 3 категория (третья категория).
1 категория.
Допускается снижение подачи воды на хозяйственно-питьевые нужды не более 30% расчетного расхода и на производственные нужды до предела, устанавливаемого аварийным графиком работы предприятий; длительность снижения подачи не должна превышать 3 сут.
Перерыв в подаче воды или снижение подачи ниже указанного предела допускается на время выключения поврежденных и включения резервных элементов системы (оборудования, арматуры, сооружений, трубопроводов и др.), но не более чем на 10 мин.
2 категория.
Величина допускаемого снижения подачи воды та же, что при первой категории; длительность снижения подачи не должна превышать 10 сут.
Перерыв в подаче воды или снижение подачи ниже указанного предела допускается на время выключения поврежденных и включения резервных элементов или проведения ремонта, но не более чем на 6 ч.
3 категория.
Величина допускаемого снижения подачи воды та же, что при первой категории; длительность снижения подачи не должна превышать 15 сут.
Перерыв в подаче воды при снижении подачи ниже указанного предела допускается на время не более чем на 24 ч.
Объединенные хозяйственно-питьевые и производственные водопроводы населенных пунктов при численности жителей в них более 50 тыс. чел. следует относить к первой категории; от 5 до 50 тыс. чел. — ко второй категории; менее 5 тыс. чел. — к третьей категории.
Категорию сельскохозяйственных групповых водопроводов следует принимать по населенному пункту с наибольшей численностью жителей.
При необходимости повышения обеспеченности подачи воды на производственные нужды промышленных и сельскохозяйственных предприятий (производств, цехов, установок) следует предусматривать локальные системы водоснабжения.
Проекты локальных систем, обеспечивающих технические требования объектов, должны рассматриваться и утверждаться совместно с проектами этих объектов.
Категорию отдельных элементов систем водоснабжения необходимо устанавливать в зависимости от их функционального значения в общей системе водоснабжения.
Элементы систем водоснабжения второй категории, повреждения которых могут нарушить подачу воды на пожаротушение, должны относиться к первой категории.
5 КРИТЕРИЕВ КАТЕГОРИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ
Объекты водоснабжения и водоотведения, равно как и объекты ТЭК, являются неотъемлемыми элементами системы жизнеобеспечения населенных пунктов. При этом, в отличие от ТЭК (которому был посвящен предыдущий материал), тема категорирования объектов водоснабжения и водоотведения возникла относительно недавно и имеет свою специфику.
В частности, при категорировании объектов водоснабжения и водоотведения существует не три, а пять критериев категорирования:
1) количество людей, проживающих в зоне влияния объекта,
2) оказание услуг водоснабжения и водоотведения организациям, включенным в перечни критически важных или потенциально опасных объектов Российской Федерации,
3) возможный материальный ущерб объекту и расположенной в его окружении инфраструктуре, а также окружающей природной среде,
4) степень угрозы совершения террористического акта на объекте,
5) использование на объекте опасных веществ.
Рассмотрим каждый критерий в отдельности.
1. Количество людей, проживающих в зоне влияния объекта
Согласно пункту 9 Требований к антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения (утверждены постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 № 1467), возможные последствия совершения террористического акта на объекте определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут пострадать (погибнуть либо получить вред здоровью) или условия жизнедеятельности которых могут быть нарушены. Таким образом, здесь должны учитываться так называемые «безвозвратные потери» (погибшие), «санитарные потери» (пострадавшие), а также количество людей, условия жизнедеятельности которых могут быть нарушены.
2. Оказание услуг водоснабжения и водоотведения организациям, включенным в перечни критически важных или потенциально опасных объектов РФ
Критерий учитывается при выполнении последовательно двух условий:
– если при совершении незаконного акта на категорируемом объекте возможно прекращение водоснабжения и (или) водоотведения критически важных или потенциально опасных объектов РФ (Перечни таких объекты утверждаются документами с ограниченным доступом. Информацию, необходимую для определения критерия, можно запросить в МЧС);
– если остановка водоснабжения и (или) водоотведения на этих объектах повлечет возникновение чрезвычайной ситуации как минимум муниципального характера (узнать какие ЧС относятся к ЧС муниципального характера можно из Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 № 304).
3. Возможный материальный ущерб объекту и расположенной в его окружении инфраструктуре, а также окружающей природной среде
Значения показателя определяются расчетным путем с учетом определения зоны ЧС – территории, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей. При расчете показателя необходимо опираться на утвержденные методические рекомендации и руководящие документы отраслевых и надзорных органов.
4. Степень угрозы совершения террористического акта на объекте
Согласно пункту 6 Требований степень угрозы определяется на основании данных территориальных органов ФСБ, МВД России и Росгвардии:
– об обстановке в районе расположения объекта водоснабжения и водоотведения,
– о количестве совершенных или предотвращенных актов на объекте или на аналогичных объектах на территории субъекта РФ,
– о количестве и характере вводимых в районе расположения объекта уровнях террористической опасности в соответствии с Указом Президента РФ от 14.06.2012 № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства».
Соответственно эксплуатирующая организация, которая проводит категорирование объектов водоснабжения и водоотведения, для определения степени угрозы совершения незаконного акта на объекте должна сделать официальные запросы в территориальные органы по месту нахождения объекта. Необходимая информация может быть собрана эксплуатирующей организацией и самостоятельно, но источник информации при этом должен быть официальный.
Согласно пункту 7 Требований различают несколько степеней угрозы совершения теракта в отношении объектов водоснабжения и водоотведения:
в течение последних 3 лет совершено или предотвращено 4 и более терактов,
в течение последних 12 месяцев совершено или предотвращено 2 и более терактов,
в течение последних 3 лет вводились более 4 раз критический («красный») уровень террористической опасности и (или) более 8 раз высокий («желтый») уровень террористической опасности,
в течение последних 12 месяцев вводились более 2 раз критический («красный») уровень террористической опасности и (или) более 4 раз высокий («желтый») уровень террористической опасности;
в течение последних 3 лет совершено или предотвращено от 2 до 3 терактов,
в течение последних 12 месяцев совершен или предотвращен 1 терактов,
в течение последних 3 лет вводились от 2 до 4 раз критический («красный») уровень террористической опасности, и (или) от 4 до 8 раз высокий («желтый») уровень террористической опасности, или более 8 раз повышенный («синий») уровень террористической опасности,
в течение последних 12 месяцев вводились от 1 до 2 раз критический («красный») уровень террористической опасности, и (или) от 2 до 4 раз высокий («желтый») уровень террористической опасности, и (или) от 4 до 8 раз повышенный («синий») уровень террористической опасности;
в течение последних 3 лет совершен или предотвращен 1 терактов,
в течение последних 12 месяцев не зафиксировано совершение (попытки к совершению) терактов,
в течение последних 3 лет вводились от 2 до 4 раз высокий («желтый») уровень террористической опасности и (или) от 4 до 8 раз повышенный («синий») уровень террористической опасности,
в течение последних 12 месяцев вводились от 1 до 2 раз высокий («желтый») уровень террористической опасности и (или) от 2 до 4 раз повышенный («синий») уровень террористической опасности;
в течение последних 3 лет не зафиксировано совершение (попытки к совершению) терактов,
в течение последних 3 лет вводился менее 4 раз повышенный («синий») уровень террористической опасности,
в течение последних 12 месяцев вводился менее 2 раз повышенный («синий») уровень террористической опасности.
5. Использование на объекте опасных веществ
Данный критерий учитывается для объектов водоснабжения и водоотведения, не относящимся к первой, второй и третьей категориям, при условии, если на категорируемом объекте хранятся и используются опасные вещества. Для определения данного показателя комиссии по обследованию и категорированию необходимо установить хранятся и используются ли на объекте опасные вещества, категория опасности которых установлена Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Если на объекте водоснабжения и водоотведения хранится и используется опасное вещество, удовлетворяющее условиям 116-ФЗ, то ему присваивается четвертая категория.
Итак, на основе рассмотренных пяти критериев объектам водоснабжения и водоотведения присваивается одна из четырех категорий.
I. Объекты первой категории:
объекты, осуществляющие питьевое водоснабжение, в зоне влияния которых проживает более 500 тыс. человек;
объекты, совокупный потенциальный материальный ущерб и ущерб окружающей природной среде в результате совершения теракта на которых составляет более 500 млн. рублей;
объекты, степень угрозы совершения теракта на которых является критической.
II. Объекты второй категории:
объекты, осуществляющие питьевое водоснабжение, в зоне влияния которых проживает от 200 до 500 тыс. человек;
объекты, совокупный потенциальный материальный ущерб и ущерб окружающей природной среде от совершения теракта на которых составит от 200 до 500 млн. рублей;
объекты, степень угрозы совершения теракта на которых является высокой.
III. Объекты третьей категории:
объекты, осуществляющие питьевое водоснабжение, в зоне влияния которых проживает от 100 до 200 тыс. человек;
объекты водоотведения, в зоне влияния которых проживает более 500 тыс. человек;
объекты, оказывающие услуги водоснабжения и (или) водоотведения объектам, включенным в соответствии с законодательством РФ в перечни критически важных или потенциально опасных объектов РФ, в случае если прекращение оказания указанным объектам услуг водоснабжения и (или) водоотведения повлечет возникновение ЧС регионального (межрегионального) или федерального характера в соответствии с Классификацией ЧС;
объекты, совокупный потенциальный материальный ущерб и ущерб окружающей природной среде от совершения теракта на которых составит от 100 до 200 млн. рублей;
объекты, степень угрозы совершения теракта на которых является повышенной.
IV. Объекты четвертой категории:
очистные сооружения водопровода, осуществляющие питьевое водоснабжение, в зоне влияния которых проживает от 50 до 100 тыс. человек;
очистные сооружения канализации, в зоне влияния которых проживает от 200 до 500 тыс. человек;
объекты, оказывающие услуги водоснабжения и (или) водоотведения объектам, включенным в перечни критически важных или потенциально опасных объектов РФ, в случае если прекращение оказания указанным объектам услуг водоснабжения и (или) водоотведения повлечет возникновение ЧС муниципального (межмуниципального) характера в соответствии с Классификацией ЧС;
объекты, не относящиеся к первой – третьей категориям, на которых хранятся и используются опасные вещества;
объекты, совокупный потенциальный материальный ущерб и ущерб окружающей природной среде от совершения теракта на которых составит от 50 до 100 млн. рублей;
объекты, степень угрозы совершения теракта на которых является низкой.
Категории объектов водоснабжения и водоотведения определяются Комиссией по категорированию с учетом рассмотренных пяти критериев. Готовность обоснования и подтверждающих документов по каждому из них позволяет провести процедуру в оптимальные сроки и избежать негативного развития ситуации – к примеру, рассмотрения доклада организации на антитеррористических комиссиях муниципального и областного уровня, а в отдельных случаях – административной ответственности.